"Сакуран" — история про проституток Йошивары, которые, в отличие от гейш, ориентированных на беседу, развлечение мужчин, занимаются тем, что ублажают тела клиентов. В центре рассказа молодая девушка Киоха, которую продают в бордель в раннем детстве, но которая долго бунтует и старается убежать, пока не ставит себе цель стать "ойран", королевой куртизанок. Так или иначе, а победа и поражение в этой яркой бутыли приводят к одному лишь проигрышу. Здесь нельзя любить, отсюда нельзя выйти, а все достижения ойран заключаются в том, чтобы найти богатого мужчину, способного выкупить ее из заведения.
На первый взгляд, этот вычурный, яркий фильм представляет собой очередную эксплуатацию поп-рок-звезды Анны Цучии в имидже грубой бунтарки — она сквернословит, одетая в роскошные одежды, курит трубку и говорит сиплым, прокуренным голосом. Но "Сакуран" преодолевает свои собственные ограничения за счет впечатляющей работы режиссера Мики Нинагавы, стильной женщины-фотографа, и манги Анно Мойоко (с удивлением узнала, что она — жена человека, давшего нам "Евангелион". Да-да.). "Сакуран" Нинагавы — это эксперимент, похожий на "Марию-Антуанетту" Копполы, где аутентичность эпохе ничего не стоит, рассказ про ойран озвучивается джазом и роком, а героини одеты в роскошные одежды сочных цветов, увиты украшениями и всегда готовы к некрасивому скандалу. Снятый и сыгранный женщинами, "Сакуран" предоставляет зрителю возможность обдумать неоднозначную и, на первый взгляд, странную концовку, столкнуться с простым, но действенным символизмом и увидеть, что жизнь красочных ночных бабочек — это всего лишь жалкие брачные перья, обман, достигнутый дрессировкой. Стоит вытащить любую из этих экзотических птиц в мир вне борделя — и они превратятся в склочных и глупых женщин.
Наглядная разница между гейшей и ойран (слева направо):
Анна Цучия, про которую я обещала рассказать ранее, не остается в рамках четко выработанного имиджа "плохой девчонки", периодически демонстрируя уязвимость. Ее лукавый взгляд в сочетании с дрянным поведением изредка замещаются настоящей тоской и влюбленностью. Чувствительный Соджиро превращает ее из шлюхи в женщину, но все это лишь обман, иллюзия, попытка создать что-то из праха. Цучия, вначале предстающая героиней своих собственных клипов, по мере действия преображается, демонстрируя то невинность, то соблазн. "Сакуран", крикливый, изменчивый, грубый, полный алого и золота, — отражение сути продажной женщины. Она готова на все, чтобы завлечь тебя в постель, а затем оставляет только горький привкус. Но "Сакуран" говорит и о том, что и сама она остается пустой, полой, без надежд и без желаний.
Странным образом нескладный сюжет "Сакурана" складывается во внятную и глубокую мысль о невозможности победы в рамках аквариума, вне которого красивые рыбки превращаются в засохший труп. Киоха так долго рвалась прочь, что не заметила, как это место стало единственным, где она способна существовать. Королева-шлюха оказалась заложницей собственной жизни, бунтарский нрав крестьянской девчонки превратился в аксессуар. Конечно, романтические линии выглядят затянутыми, а концовка некоторых зрителей неприятно поразила своей бесформенностью, но лично мне "Сакуран" симпатичен тем, что Нинагава умело воспользовалась постмодернистскими штучками, не превращая фильм в карнавал. Жизнь Киохи неравномерна, не складывается в козырный сюжет, она не всегда действует так, как требует книжная логика. Отказавшись от предложения самурая, она не остается в одном из положений двоичной логики, она попадает в провал рефлексии и попытки понять, что ей нужно, под цветками сакуры.
Если касаться первоисточника, который одновременно более откровенен в сексуальном смысле и в то же время заполнен большим количеством романтически-бестолковых деталей, Цучия — фактически идеальный выбор на роль большеглазой наложницы. Дочь японки и американца, она имеет своеобразную внешность, а ее грубый голос подходит для образа Киохи, соединяющей в себе свежее, юное и расчетливое, распутное. Это девка, которая может изобразить леди, и одновременно уставшая молодая женщина, способная быть настоящей сукой. По сравнению с "Девушками-камикадзе", где Цучия не играла, а сдвигала брови и рявкала, певица сделала большой шаг вперед — во многом история Киохи оживает именно за счет ее игры. Анна умеет быть глянцевой, притягательной, глуповатой, отталкивающей и трогательной. Но если "Мария-Антуанетта" была похожа на застывший, не развивающийся спектакль, то из замкнутых декораций Нинагавы все же есть выход.
Конечно, в реальности шлюхи не ходили в таких изысканных и необычных кимоно, фильм полон историческими неточностями, они являются его специальной особенностью, но удача в том, что с помощью пластика и красок удалось пробиться к сути. Похождения одной поп-певицы озвучены другой — саундтрэк принадлежит Шиине Ринго, которая, впрочем, не ограничивается поп-музыкой, как и Цучия, а поет и рок, и джаз. Ее эклектичные композиции придали фильму неповторимое лицо. Кстати, посмотреть на выступление Ринго, где она держит гитару вместо сямисена, можно ниже. Начиная с четвертой минуты, группа по-настоящему разогревается: