Режиссер:
Барри Левинсон. Сценарий — Дэвид Мамет, Хилари Хенкин по книге Ларри Байнхарта "Американский герой", оператор — Роберт Ричардсон, композитор — Алисия Бриджес, Роджер Фишер и др.
Что делать, если за пару недель до выборов действующего президента застукали с молодой активисткой? Пригласить голливудского продюсера и устроить фиктивную войну! "Плутовство" — превосходный образец жутко смешной политической сатиры, в котором Роберт де Ниро и Дастин Хоффман блестяще играют двух пройдох, а сюжет позволяет проехаться по всем любимым шуткам о президентских выборах. Его можно смотреть в любой компании, потому что он очень прост и понятен, и в любом году, потому что он не теряет актуальности, каждый раз воспринимаемый в свете нового политического расклада. После войны в Грузии и нашумевшей истории с постановочными фотографиями его тоже очень смешно смотреть. И вспомнив о войне в Югославии тоже. И, конечно, о деле Клинтона. И кампании "ЕдРа". И (xN)... Два постаревших великих актера развлекаются за так, полностью украв зрительское внимание. Решив, что сексуальный скандал никак не замять, пиарщик и продюсер устраивают экранную войну в Албании. "Почему с Албанией?" "Ты что-нибудь знаешь об Албании?" "Нет". "Вот поэтому именно с ней".
Фильм начинается с рекламного ролика, в котором люди с подчеркнуто "простыми" лицами повторяют, что коней, дескать, на переправе не меняют, переизбери президента. От этого ролика впечатление, как будто тебе на голову навалили кучу. Он в разных вариациях будет повторяться на протяжение всего фильма, и он шедеврален. Т.е. воплотить в одном ролике всю пошлость и вранье политических рекламных кампаний, одновременно их спародировав, нужно уметь. Это очень круто. И да, это весело.
Специалист-пиарщик по решению сложных проблем и продюсер, желающий показать, наконец, в чем заключается работа продюсера, прогоняют на экране весь механизм одурачивания. Сначала президент, который должен что-то ответить на обвинения, остается в Китае, потом в прессу подбрасывают слух о несуществующем бомбардировщике и готовящемся вторжении в Албанию. А затем герои садятся в студии и снимают ролик с бегущей албанской девочкой (нанятой американской актрисой), на ходу подрисовывая задний фон и добавляя звуки из голливудских картин про войну. Невероятно смешно, особенно учитывая, что все это сопровождается мимикой де Ниро и репликами Хоффмана, и вот уже народ сплотился в патриотическом порыве против несуществующих албанских террористов. Под затею с войной сочиняются поднимающие боевой дух песни, публика покупается, но не все идет гладко ("Война закончилась. Я все видел по телевизору") — и героям приходится придумать что-нибудь покруче.
"Плутовство" сделано так здорово, что описывать его бессмысленно. Это просто нужно включить — и посмотреть. И про "Мужайся, мам!", и про "старый башмак", и про похороны героя, и про все-все-все, что там щедро рассыпано рукой сценариста. Играючи, в почти водевильном темпе актеры вскрывают "серьезную" политику и превращают ее в шоу, где побеждает тот, кто вовремя увесисто наврал. При этом они успевают успешно шутить на множество смежных тем, особенно на тему кино, причем делают это легко, со вкусом и отменным чувством юмора.