В главных ролях: Вагнер Мора, Андре Рамиро, Мария Рибейро. В ролях: Фернанда Мачадо, Фернанда Де Фрейтас, Пауло Вилела.
Награды: МКФ в Берлине — "Золотой медведь". ABC Cinematography Award — лучший звук. Cinema Brazil Grand Prize — режиссер, оператор, актер (В.Моура), монтаж, грим, звук, спецэффекты, актер второго плана (М.Кортаз). Lima Latin American Film Festival — приз зрительских симпатий, Elcine Second Prize. São Paulo Association of Art Critics Awards — лучший режиссер, лучший монтаж. .
Интересные факты о фильме:
Во время съемок произошло нападение на микроавтобус, где лежали 30 настоящих и 60 бутафорских единиц огнестрельного оружия. Все это добро было похищено. После чего состоялась полицейская операция по возвращению имущества, но не увенчалась успехом.
Фильм стал хитом еще до выхода на экраны. С ним произошла примерно та же история, что и с российским "Островом". 3-я монтажная версия была скрадена и пущена бразильскими видеопиратами в пиратский видеопрокат.
Фильм начинается "нешатконевалко". Какой-то хаос. Ментовская машина прибывает на точку, где местные наркодилеры должны отвалить бабла ментам за то, что те "широко закрывают глаза".
Но среди ментов находится мент, которому коллеги не дают оружия – "тебе это не нужно". После чего какие-то два снайпера, затаившиеся где-то среди хибар, валят местного наркодилера, подошедшего к ментам. А когда на снайперов-чужаков обрушивается огонь местной наркомской армии, те пытаются свалить и...
Нихуя не понятно зрителям! Непонятно и людям, живущим в фильме. Офигевают даже местные боевики: "менты валят ментов!"
Вскоре на место боя прибывает Элитный Отряд (я так его и буду называть, по-русски, ЭО) с эмблемой на раскуроченных автомобилях – "череп, пронзающий его кинжал и два скрещенных пистолета".
После чего начинается предыстория… И вскоре фильм совершенно захватывает.
Фильм сделан как бы "от первого лица". Капитан ЭО Фабио, вконец заебавшийся от службы, пытается найти человека на свое место. Вот от его лица и ведется рассказ. От лица человека, который изо всех сил пытается подыскать себе замену, потому что просто не может больше работать здесь: каждый день убивать людей, каждый день их прессовать. Он еще молод (лет 30), у него беременная жена, вот-вот должен родиться ребенок. Чувак изо всех сил пытается сдерживаться дома, чтобы не превратиться в подонка, и сохранить в себе способность отделять "мух от котлет" (об этом – позже).
"Элитный отряд" — фильм частично о коррупции. Мораль такова: менты – полное говно, шлак. Военная полиция, стоящая выше, – тоже полное говно. И те, и другие просто зарабатывают деньги.
Но выше них находится ЭО.
Основная идея фильма: если ты некоррумпирован, то ты просто ненавидишь людей. Ты не умеешь с ними договариваться, ты готов убить человека; ты следуешь не своей, пусть даже и закаленной душе, но букве.
Сотруднику ЭО не нужны деньги. Ему нужна только ненависть и приказ свыше. Когда ты получаешь приказ, он развязывает себе руки... Ты так воспитан.
Весь преступный хаос, изображенный в фильме Фернанду Мейреллеша "Город бога", – потенциальные жертвы ЭО.
И преступники даже не пытаются сопротивляться. Потому что, убив чувака из ЭО, они будут убиты в ответ. И покатятся головы их родственников. Найдены будут соседи, друзья, которых множество, а потом будет найден и Великий Лидер, от которого зависят несчастные жизни соседей, друзей и так далее… И каждый "авторитет" это знает. Только вот сберегая свою жизнь, он готов поступиться жизнью каждого. Именно по этой причине всякий чувак, живущий на холмах, по-христиански подставляет облитую слезами рожу под кулаки ЭО, даже зная, что ЭО такие жесты похрен. Они изо всех сил пытаются сохранить тайну, а ЭО изо всех сил пытается эту тайну выбить.
То есть, "Элитный отряд" – это еще маленькая история великой, но ограниченной власти. Причем, власти демонической, карающей, беспощадной, находящей всех и вся, каждую личинку, копошащуюся в мясе.
Режиссер "Элитного отряда" в то же время показывает участь "честного полицейского" (таких в фильме трое), которые пытаются противостоять коррумпированности военной полиции Рио-Де-Жанейро. Эти попытки заканчиваются тем, что одного из "честных полицейских" отправляют умирать (с чего начинается фильм).
А если хочешь остаться честным, то надо вступить в ЭО и начать убивать остальные 99,99% жителей Бразилии.
Больше я ничего не скажу о сюжете, потому что фильм сделан очень классно, в "жанре". А жанр, понятное дело, драма.
В фильме есть совершенно обескураживающий момент, — ничего подобного до этого я не видел. Один из бойцов ЕО, по имени Нето, погибает. По-большому счету, друг Матиас подставил его. Что же происходит дальше? Матиас преисполняется искренним гневом. Для начала он пиздит своих жеманных однокурсников, многие из которых выросли в трущобах, но сумели поступить в универ – на деньги товарищей-наркоторговцев (помимо обучения в ЕО, Матиас еще учится в универе. Он колеблется, кем стать — адвокатом или спецназовцем). А почему Матиас пиздит своих однокурсников? – потому что те вышли на демонстрацию по случаю убийства бандитами-соседями их товарищей. Но это убийство также было спровоцировано Матиасом (отчасти, впрочем).
Однако, причина бешенства Матиаса в другом. Накануне убили его сослуживца Нето. И это обстоятельство, никому, естественно, неизвестное, никого не тронуло. Вот в чем беда!
В тот же день Матиас принимает участие в карательной экспедиции против хозяина холмов, по вине которого (а на самом деле, повторюсь, по вине Матиаса) погиб Нето. В финале экспедиции Матиас жестоко убивает главаря, и тогда Фабио понимает, что Матиас готов заменить его.
Что самое удивительное, в чем заключается феномен фильма (помимо того, что он завораживает), Матиаса совершенно просто понять и оправдать. Он, очкарик, видит, что гниение окружает его. Ему, даже будучи близоруким, трудно этого не видеть… и трудно не убивать. Потому что он – честный. И ему приходится править мир – по мере возможностей, используя в своих целях и ЕО.
Захватывающая картина! Неровная, но потрясающая. Ординарно-неординарный сценарий, слишком хитроумный монтаж, но, в общем – фильм-событие. Лучший фильм (из новых), которые я посмотрел за последние три года.