Режиссер:
Энди Вачовски, Ларри Вачовски. Сценарий — Энди и Ларри Вачовски, оператор — Билл Поуп, композиторы — Дон Дэвис, Пол Энка, Рэй Чарльз.
В главных ролях: Джина Гершон, Дженнифер Тилли, Джо Пантолиано. В ролях: Кристофер Мелони, Маргарет Смит, Сьюзи Брайт, Мэри Мара, Джон П. Райан и др.
Награды: Fantasporto — международная награда за фантастический фильм — лучшая актриса (Дженнифер Тилли), лучший фильм (Ларри, Энди Вачовски); кинофестиваль в Стокгольме — почетное упоминание (Энди, Ларри Вачовски) (1996)..
Интересные факты о фильме:
Джо Пантолиано для главной мужской роли порекомендовала Джина Гершон;
"Связь" подтвердила талант Вачовских, и студия дала им денег для создания "Матрицы";
консультантом любовных сцен была феминистка Сьюзи Брайт. Брайт известна также своими рецензиями на порнофильмы для Пентхауса и эротическими романами для женщин;
Вачовски заставили Пантолиано посмотреть "Сокровища Сьерра-Мадре", и он строил свой образ на основе героя Хамфри Богарта
Братья Коэны, то есть, пардон, Вачовски! сняли реально неплохой триллер. Хоть ему поначалу и мешает лесбийская тема (которая, впрочем, не мешает тем, кому не нравятся триллеры, но нравится кинопедерастня)... Ну ладно, ладно, шучу. Лесбиянки и другие необычные люди тоже имеют право на жизнь в коммерческом кино. Их присутствие даже как-то облагораживает этот жанр, изрядно замутившийся после смерти Хичкока.
Даже бессмысленно обрисовывать сюжет. Но он, вкратце, таков: сожительница (Дженнифер Тилли) нехилого гангстера (Джо Пантолиано) с первого взгяда влюбляется в бабу ("икона лесбийского кино" Джина Гершон), которая делает ремонт в квартире по соседству. Она ее настолько полюбляет и настолько доверяет (фильм про доверие), что предлагает кинуть Джо Пантолиано, которого в кино зовут Caesar (хотя ему больше бы сгодилось имя Scissors), на 2 миллиона долларов.
Поначалу все очень скучно… Джина Гершон старательно изображает Гавроша, обезображенного операцией по перемене пола... Флирт, то сё хуё маё, секос, все как полагается для тележурналов.
Но через 30 минут терпеливый зритель станет наблюдать различные ситуации, которые начнут разворачиваться в доме Сезара. Вайолет (Дж.Тилли) оказывается невольной заложницей. Но Сезар не знает, что Вайолет – его заложница. Он думает, что Вайолет – по-прежнему его девушка. И только по этой причине он не отпускает ее.
Корки (идиотское имя), она же Джина Гершон, волнуется, прикладывает ухо к стене и ждет возвращения Вайолет из заточения.
Беда сконцентрирована вокруг чемодана, который лежит в кабинете у Сезара и который опустошен Вайолет и Корки. Потому что через полтора часа приедут важные парни. Они приедут за деньгами, которые некогда лежали в чемодане… И эти важные парни действительно приезжают… Тут все меняется, чтобы поменяться снова…
Братья Вачовски умело нагнетают напряжение. Они – настоящие профи. Что очевидно каждому, кто видел "Связь" и "Матрицу".
Но в то же время они – профи. Всё это лесбийское фуфло, все эти картонные гангстеры, отличающиеся редкостным долбоебством (покупать квартиру в доме с тонкими стенами и при этом пытать чуваков), – жуткое убожество… которое охуенно нравится невзыскательному зрителю. Невзыскательного зрителя подкупает хорошо продуманная "нестандартность мышления".
Один из лучших криминальных триллеров, разыгранный на троих, возбуждающий, терпкий и очень напряженный. Дебютная работа Вачовски вполне может удивить фанатов своим содержанием, но снятая в стильных интерьерах безумная шахматная партия равнодушным не оставляет. Тщательно маскируясь в первые двадцать минут под лесбийское кино, фильм ближе к концу достигает апогея, туго затягивает нити и сжимает в тисках того, кто поддался на эротическую ленцу экспозиции. Когда я пересматривала фильм, из головы не выходило слово "tension". "Связь" удивляет и увлекает не только за счет непредсказуемого поведения загнанного в угол гангстера, но и за счет соперничества между мужчиной и женщиной. Героини одурачивают Сизара как раз за счет его "мужественности" — мужчина не воспринимает женщину как соперника, а когда понимает ошибку, становится слишком поздно. Практически то же самое происходит и с героинями — они недооценивают волю к жизни у Сизара, считая его прямолинейным, и расклад становится слишком сложным.
Вышедшая из тюрьмы лесбиянка-воровка Корки работает маляром и сантехником, что дает возможность обыграть клише мужественности под забавным углом. Мне это до сих пор кажется удачной пародией. Корки селится через стену от вязкой, сладкой Вайолет и ее мужа-гангстера Сизара. Эротика — лишь передышка, узел, объединяющий героев, ведь вскоре за стенкой убьют человека, а Сизар станет отмывать от крови два миллиона долларов. Вайолет предлагает новой знакомой обокрасть и мужа, и мафию, но все ли пойдет, как задумано? Напряжение "Связи" строится на постоянном обмане и ожидании. Присутствует сцены прямо-таки наэлектризованные энергией. У вас в ванне — гора трупов, в шкафу — связанный вор, за дверью — полиция, а перед ней — женщина, которая вас только что предала. Что сделать? Загнанный в угол гангстер готов пойти на все, чтобы выбраться из переплета живым, но у него есть слабое место — он переоценивает свою власть. Дженнифер Тилли и Джо Пантолиано играют блестяще, постоянно обогащая свои образы и значение названия.
Фильм не только впечатляюще снят (сцена с краской находится в моем топе самых красивых сцен кинематографа, а обои сделали бы честь отелю "Оверлук"), не только имеет оригинальный сюжет, что встретишь нечасто, и очень гармонично озвучен, но и далеко не зря попал в топ лучших лесбийских фильмов. "Связь" хороша за счет сексуальности взрослых, уверенных в себе и знающих, чего они хотят, женщин. В отличие от безобидных историй про девочек, которые любят девочек, или специфических фильмов о лесбиянках про лесбиянок, "Связь" представляет собой редкий реалистический типаж взаимоотношений и эротических сцен. Мне вспоминается, как наш автор Феликс Зилич говорил про то, что фэнтези с детьми его задолбало, что он хочет видеть приключения взрослых, зрелых людей, как у Сапковского или Желязны. "Связь" как раз это и делает, хоть и на совершенно другом поле. Это эротическое приключение, игра, кажущаяся излишне театральной, но такая приятная. Тилли пританцовывает вокруг пришельца, ее флирт прозрачен, но в то же время она так сильно полагается на женские чары, что это выглядит обольстительно. Так неизбежно, вязко, притягательно и по-настоящему.
Связь – классический пример того, как имея пару талантливых сценаристов, и несколько талантливых актёров, можно сделать прекрасный триллер, с претензией на попадание в "анналы", в трёх комнатах за три с половиной копейки.
Сразу хочу предупредить всех, кто впервые садится смотреть фильм: картина содержит "защиту от дурака" (я б и не вспомнил, если бы не обсуждение во внутреннем форуме "Экранки" накануне). Эта защита представляет собой педалирование гомо-мелодраматической темы без какого-либо намёка на действие на протяжении первых, приблизительно, двадцати минут. Но если вы досмотрели до ухмыляющейся физиономии Котеаса, выходящего из машины – держу пари, вы досмотрите до конца.
"Связь" — это блистательный камерный триллер об элементарной афёре, в которой всё идёт не так, и каждое последующее событие не вытекает напрямую из предыдущего, а оказывается его почти случайным последствием. Сюжет, в общем-то, не закручен, хорошие и плохие расставлены на доске с самого начала, но предугадать развитие событий начиная с определённого момента и почти до финальной сцены решительно невозможно.
Три вещи "делают" фильм.
Первая, и самая заметная – это лесбийская тематика. "Связь" — самая известная картина о лесбиянках и одна из самых ярких картин об однополой любви ever. Как правило, вспоминают её чаще именно в этом контексте, начисто игнорируя две другие составляющие, что, признаться, несколько... хм... disappointing, вот.
Вторая – это прекрасная эстетика, которой сложно было ждать от копеечного проекта без единого известного актёра. Братья Вачовски пока только тренируются, но можно смело сказать, что всё визуальное пиршество "Матрицы" родилось и отчасти было вскормлено в "Связи". Все эти обои, диваны, телефонные провода, и планы "вертикально сверху". Вся эта пидерастическая утончённость и законченость каждого кадра.
И третья – отличая актёрская игра. Конечно, принято хвалить Джину Гершон (фактически ставшую лесби-иконой после выхода "Связи") и Дженнифер Тилли, но лично мне гораздо больше запомнились Котеас (это вторая "по рангу" его роль после "Автокатастрофы"), и Джо Пантолиано. С одной стороны, ему было кого играть – его персонаж, невзрачный поначалу, с каждым кадром всё больше и больше оттягивает на себя одеяло, выступая главным движителем сюжета. С другой – Пантолиано прекрасно играет! Все эти взгляды, закрывания глаз, холодный пот, нервы в перемешку с ледяным спокойствием... жаль, что Вачовски после первой "Матрицы" с ним расстались, он мог бы им ещё пригодиться.