Режиссер:
Билле Аугуст. Сценарий: Билле Аугуст, Пер Улов Энквист, Бьярне Рейтер (по роману Мартина Андерсена Нексе), Оператор: Йорген Перссон, Композитор: Стефан Нильссон.
В главных ролях: Макс фон Зюдов, Пелле Хвенегаард . В ролях: Эрик Паске, Бьёрн Гранат, Астрид Виллом, Эксел Стробай, Троелс Асмуссен, Кристина Тернквист, Карен Вегенер.
Награды: "Оскар" — лучший иностранный фильм. МКФ в Каннах — "Золотая пальмовая ветвь". European Film Awards — лучший актер (фон Зюдов), лучший молодой актер (Пелле Хвенегаард). Bodil Awards — лучший фильм, актер (фон Зюдов), актер второго плана (Б.Гранат), актриса второго плана (К.Вегенер). "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. Guldbagge Awards — лучший фильм, лучший актер (фон Зюдов). Robert Festival — лучший фильм, сценарий, оператор, художник, монтажер, звукооператор, лучший актер (фон Зюдов), лучший актер второго плана (Б.Гранат). Young Artist Awards — лучший иностранный фильм, лучший молодой актер в иностранном фильме (Пелле Хвенегаард)..
Интересные факты о фильме:
Второй в истории кино датский фильм, завоевавший "Оскара". Первым был "Пир Бабетты", получивший приз годом ранее.Версия для печати
Мне представляется неясным феномен появления таких фильмов на экранах. Фильмов некоммерческих, не проплаченных государством, но и не-артхаусных, исторических, но не пеплумов, медленных, но не скучных, и так далее, и тому подобное. "Пелле-завоеватель" — фильм, в котором нет заигрывания со зрителем. Режиссер не снимает шапку в ожидании, что сейчас в нее полетит звенящая валюта.
Итак, перед нами экранизация одной из четырех частей эпического романа датского классика Мартина Андерсена Нексё. Роман был опубликован в 1906 году, и я его, естественно, не читал (да он на русский и не переводился, что, кстати, странно. Ведь Нексё был другом советской власти). Поэтому не буду о романе, скажу только, что Нексё сам в детстве батрачил, а потому знал, о чем писал.
Фильм получился мощным. Я подловил себя на мысли, что если бы поэту Некрасову (тому самому, что писал про лошадку, везущую хворосту воз, и про жизнь на Руси в целом) довелось увидеть этот фильм, он остался бы доволен. Неторопливая, эпическая по темпу история в духе "coming-of-age", но обладающая сильным, заводящим социальным пафосом.
Начинается с того, что глуповатый, вернее, простоватый шведский старик Лассе со своим очень юным сынишкой Пелле среди других бедолаг-соотечественников плывут через Балтийское море в благословенную Данию, где "коньяк стоит дешевле, чем вода, где детям не нужно работать, и они могут целый день играть". Едут, короче говоря, в рай. Это очень яркая сцена, задающая настрой всему повествованию, ведь очевидно, что смутные очертания чужих берегов сулят персонажам совершенно определенную судьбу. И когда они остаются вдвоем на пристани, Лассе и Пелле, потому как один слишком стар для работодателей, а другой слишком молод… в свете уходящего дня, в красных отблесках райского заката, появляется волшебная колесница, запряженная десятериком летучих коней, и всесильным возницей – управляющим одного из сотен поместий. Дания обеспечит работой любого!
И вот благодарные шведы всовывают головы в грязный хомут: Лассе становится скотником, а Пелле – пастушонком. Но не тем пасторальным, которого рисуют на фарфоровой посуде, а самым обычным, живущим в хлеву и регулярно терпящим унижения.
В фильме очень живописно изображен сельский быт. Селедка на Рождество, любовь молодого барина и бедной девки, разнузданный разврат хозяина усадьбы. Разом вспоминаются все классики русской литературы – от Карамзина с его "Бедной Лизой" до Салтыкова-Щедрина с "Господами Головлевыми" и так далее. Палитра фильма чрезвычайно насыщенна. А плюс еще тема чужеродства, редко звучащая в рус.лит-ре, незримое присутствие каких-то бесполезных государственных инстанций, к которым аппелируют батраки, но не знают, как туда обратиться – вследствие чего высшей инстанцией для них остаются баре, суровое холодное море. Есть еще школа, посещать которую необходимо – хотя бы для того, чтобы знать шведский язык и интегрироваться в среду.
Пелле – умный мальчик. Он ходит в школу. Жена хозяина усадьбы, тоскливая, худощавая старуха, не имеющая детей, питает к Пелле симпатию. Она чувствует прОклятость этой земли (на самом деле, не земли, а времени). Доведенная до отчаяния похождениями супруга, в один прекрасный день, пока тот мирно отдыхал после очередной женщины, она кастрирует его – и сразу становится королевой усадебного микромира. Лишившись мужского достоинства, кобель-хозяин лишается власти, лишается всего. И тогда хозяйка говорит: "Пелле, мы тут с супругом подумали и решили расстаться с помощником управляющего. Мы хотим, чтобы новым помощником стал ты".
Местный портной подшивает костюм, Пелле примеряет фуражку бывшего помощника, совершенно мерзкого парнишки, дорвавшегося до мелкой власти, а теперь изгнанного. Камера наблюдает за Пелле, смотрит на него снизу-вверх. Пелле выбился "в люди". "Вот скоро мы с тобой будем сидеть за барским столом", – со слезами на глазах бормочет Лассе.
Но в последний момент Пелле смахивает с головы фуражку и уходит скитаться. Его цель – завоевать мир.
Если бы фильм снимали по современному сценарию, то Пелле, скорей всего, остался бы. В этом была бы его личная драма, но "победа" режиссера-постановщика. Это была бы эффектная, "правдивая" точка, "открывающая" зрителю глаза на человеческое несовершенство.
А мне лично очень хочется узнать о дальнейшей судьбе Пелле, но только чтоб эту историю непременно рассказал Билле Аугуст, работающий вдумчиво, обстоятельно, свободно.