Дебютный фильм Скотта Дерриксона, причем сиквел, причем вышедший straight-to-video. В общем, типичный образец би-муви. Но би-муви качественного. Всего за два миллиона долларов Дерриксон наваял целую систему галлюцинаций и вложенных друг в друга снов, которые преследуют аморального детектива Джозефа Торна.
Дерриксон и актер Крэйг Шеффер создают честный образ типичного мента, злобного и бесчеловечного. Однако, во время первой галлюцинации Торна зритель начинает чувствовать, что фильм теряет логику, а образ Торна становится недостоверным. Дело в том, что скотина Торн, который любит только себя, который блюдет не закон, но исключительно инстинкт своего самосохранения, вдруг начинает чудить. Во время первой галлюцинации, когда появляются сенобиты и, в частности, Инженер (Пинхэд), Торн слышит из-за дверей холодного цвета детский плач, и с тех пор его переклинивает на этом ребенке. Тем более, оказывается, что "галлюцинации" – это вовсе не галлюцинации или сны, а реальность, окружающая Торна. Когда начинается череда убийств, люди действительно погибают, но обстоятельства смертей известны только Торну. Например, он получает видеокассету, где сенобит убивает знакомого Торну наркодилера. Наркодилер действительно убит, и убит именно таким образом, как показывает запись, только вот увидеть эту запись может только Торн. В связи с чем у начальства, а также у напарника, появляются определенные сомнения насчет непричастности Торна к убийствам. Впрочем, это никак не ограничивает его свободу действий.
Поняв, что сенобиты существуют или, точнее говоря, полусуществуют – где-то на границе миров – Джозеф пытается добраться до загадочного и всесильного Инженера, о котором знают те, кто ходит рука об руку со смертью, то есть, уголовники, наркоманы и маргиналы. Все они говорят об Инженере со страхом и придыханием. Они предостерегают Торна, что на тех, кто охотится за Инженером, Инженер начинает охоту сам. Но Джозеф презирает опасность и, несмотря на то, что гибнут его знакомые, товарищи, гибнет, наконец, его семья, продолжает искать Инженера, чтобы спасти плачущего ребенка из своей первой галлюцинации.
А дальше будет спойлер.
В конце фильма все ниточки связываются между собой, картина приобретает логическую стройность и даже какую-то красоту. Галлюцинации начинаются не с магического кубика. Кубик – лишь ключ, который сдвигает сознание Торна с мертвой точки. Через жестокий бред и видения огрубевшие чувства копа очищаются. Иначе говоря, к нему возвращается чувствительность. В то же время становится очевидно, что плачущий ребенок является никем иным, как самим Торном. Вот почему себялюбивая скотина Торн интуитивно стремился его спасти. Но – поздно. Он уже в аду. Запоздалое раскаяние, имеющее силу на Земле, не может спасти тебя в аду, и потому является достаточно уместной карой за грехи. Распятая, раскаянная и окаянная душа Торна, прежде плотно налипшая на телесность, а ныне освобожденная, будет испытывать вечные страдания.
Таким образом, перед нами мистический и даже в немалой степени религиозный детектив, снятый бакалавром теологии Скоттом Дерриксоном. Он выбирает стратегию "Сердца Ангела" Алана Паркера и тактику "Лестницы Якова" Адриана Лайна (хотя его собственный фильм довольно неуклюж). При этом Скотт уважительно отнесся к первоисточникам – роману и фильму Клайва Баркера: его сенобиты являются демонической силой, карающей, но бездушно-справедливой, а в главной роли был задействован Крейг Шеффер, сыгравший главную роль в фильме Баркера "Ночное племя".