В главных ролях: Альбер Дьедонне, Владимир Руденко. В ролях: Эдмонд Ван Дэль, Антонен Арто, Александр Кубицкий, Абель Ганс, Джина Мане, Маргерит Ганс, Анабелла и др.
Интересные факты о фильме:
- изначально фильм должен был состоять из восьми серий, по три тысячи метров каждая. Покрыть расходы на этот суперфильм рассчитывали следующим образом: 20 процентов – во Франции, 7 процентов – в Испании, 4 процента – в Голландии, 7 процентов – в Скандинавии, 5 процентов – в Центральной Европе, 50 процентов – в Германии, Великобритании, Латинской Америке и России; продажа фильма в Соединенные Штаты должна была обеспечить прибыль всей операции. Прежде чем начинать съемки, надо было собрать и заказать 8 тысяч костюмов, 4 тысячи ружей, 60 пушек и т. д. Однако во время съемок Ганс неоднократно испытывал трудности с поиском денег, прерывал съемки и менял инвесторов.
- съемки "Наполеона" закончились в течение лета 1926 года, затем монтировался в течение семи месяцев. Впервые он был показан 7 апреля 1927 года в парижской Опере.
- Абель Ганс вспоминал об одной сцене, удаленной цензорами. В ней солдаты расстреливали мирных жителей, и камеры использовались, словно пули, резко наезжая на цели.
- в сцене с призраками Парламента использовалось по меньшей мере сорок наложений.
- некоторых членов съемочной группы ранило в результате взрыва, среди них был и сам Абель Ганс.
- в "Наполеоне" Ганс широко использует тройной экран и "камеру от первого лица". Для тройного экрана по бокам обычного устанавливались еще два, одинакового с ним размера. Зрители могли видеть всю панораму происходящего, и, несмотря на ограниченное количество оборудованных залов, тройной экран производил глубокое впечатление.
- Ганс применял самые разные трюки, чтобы передавать нужные ему вещи. Вместе с оператором Крюже были разработаны "синхронизированные объективы", один из которых служит видоискателем и может в любой момент быть использован оператором для наводки на резкость; дистанционная фокусировка; панорамная автоматическая платформа; использование "эйдоскопов Эрмажи", 275 миллиметровых объективов для крупных планов; системы телеобъективов с фокусным расстоянием до 210 миллиметров; "брахиоскопические" (до 14 мм) объективы, "известные до этого времени только в фотографии", и, наконец, использование тройного экрана".Известен анекдот про снежки. В эпизоде игры в снежки в Бриенне Ганс, стремясь получить "точку зрения снежка", приказал, как утверждают, швырнуть камеру из конца в конец съемочной площадки. Продюсер, однако, запротестовал, сказав, что камера стоит слишком дорого. Но Ганс с сознанием собственного достоинства ответил: "Снежки ведь рассыпаются при ударе". И камера разбилась. ("Всеобщая история" Садуль)Версия для печати
Настоящий шедевр, задуманный и снятый Гансом с помпой и размахом. Невероятно масштабная вещь, большинство эпизодов которой заставляет присвистнуть, восторг и восторг. Четыре часа биографии Наполеона, немой исторический блокбастер с гигантскими баталиями, потасовками, штормами, спецэффектами, блестящими актерами и новаторскими монтажными приемами, от которых захватывает дух. Несмотря на то, что Ганс относится к событиям с иронией (чего стоит изображение вождей французской революции или встреча Наполеона и Жозефины), а возвышение Наполеона представляет собой и вовсе романтическую историю, в которой Наполеон рисуется пророком с Предназначением, критики его времени обвиняли Ганса за то, что он снял "Бонапарта для неопытных фашистов". Неудивительно — пафос Ганса заразителен. Марат, Дантон, Сен-Жюст, Робеспьер предстают в пародийном виде, но такая режиссерская трактовка (Наполеон как усмиритель беспорядка, мессия, которого все ждали) ничуть не мешает, через нее все равно просвечивает сила людского потока. Мощь , темпераментность, страстность работы не подвергаются сомнению и в некоторых моментах просто сметают. Это особое романтическое исступление, которое сейчас почти утеряно. Техническая же виртуозность Ганса и вовсе ошеломляет — он смело экспериментировал с монтажом и оборудованием, добиваясь нужного эффекта. Ганс ставил перед собой весьма амбициозные задачи, что многих отталкивало. Вот, например, что он написал в воззвании к своим сотрудникам:
"Друзья мои, вдумайтесь в глубокий смысл, вложенный мною в эти слова. Фильм должен позволить нам окончательно войти в Храм Искусств через грандиозные ворота Истории. Невыразимая тревога овладевает мной при мысли, что моя воля и даже сама моя жизнь – ничто, если все вы не будете ежеминутно оказывать мне полную и самоотверженную поддержку. Благодаря вам мы вновь переживем Революцию и Империю. (...) Быстрыми, буйными, вихревыми, громадными, гомерическими – такими вас хочет видеть Революция, эта бешеная кобылица... и вот – человек. Он смотрит на нее в упор, он ее понимает, он хочет смирить ее на благо Франции и внезапно прыгает на нее, хватает за узду и понемногу успокаивает, чтобы превратить в чудодейственное орудие славы. Революция и ее предсмертный смех. Империя и ее гигантские тени, Великая армия и солнце ее побед, все это – вам. Друзья мои, вас ждут все экраны мира".
Неудивительно, что Эпштейн сказал Бунюэлю заткнуться, когда речь зашла об Абеле Гансе. =) "Наполеон" увеличивает и достоинства, и недостатки Ганса, являясь памятником, глыбищей, сочно и громоподобно озвученной. Кстати, в карикатурной роли Марата снялся Антонен Арто, культовая фигура в области поиска нового языка и теоретик/практик концепции "театра жестокости". Это особенно интересно, учитывая то, что Арто боролся против традиционной литературы, искал новые формы, а "Наполеон", технически великолепный, по фабуле своей ничего нового не предлагает. Появление на крупных планах Дрейера для Арто более объяснимо, чем участие в этой крупномасштабной авантюре. Антонен Арто мелькает в образе брезгливого сумасшедшего и умирает в ванне, заколотый Шарлоттой Корде.
Марат и Робеспьер:
Наполеон Ганса — это почти Иисус, темная щеголеватая фигура, чье появление и профиль уже смещают тектонические плиты. Люди забывают обо всем, когда его видят, они готовы прыгать в огонь, стоит ему встать, скрестив руки на груди. Он повелевает стихиями и усмиряет пожар. Иногда это доходит до смешного, до нелепого, но как страстно это снято! Особенно выделяется сцена в таверне, где преследователи роняют пистолеты, а у черни, кажется, вот-вот — и начнут исцеляться болезни, все падут ниц. В эпизодах о детстве Наполеона мы видим, что единственным другом гордого мальчика был орел, и голова орла совмещается с надменно вздернутой головой совсем еще юного Наполеона. В дальнейшем Дьедонне, исполняющий главную роль, будет разговаривать с военачальниками или окидывать взглядом толпу, словно птица, имитируя странный поворот головы хищника. А какая здесь чернь! Великолепные типажи, рожи, усищи, руки, морщины, прищуры, ухмылки, беззубые рты, брюха, замасленные фартуки и потрепанные чепцы. Особенно ярко это видно в сцене исполнения "Марсельезы", выглядящей почти сюрреалистически, — необозримая толпа стоит с листками и поет текст, затем камера идет дальше — и натыкается на фигуру Байрона-Наполеона. Он стоит, романически прислонившись, скрыв лицо шляпой, и не знаешь, что делать, — или рукоплескать, или неприлично хохотать над Гансом.
Сам режиссер сыграл Сен-Жюста. Весьма себялюбивое решение — начиная с того, что Сен-Жюст был молод (его казнили в 27 лет, а в законодательное собрание он выставил свою кандидатуру в 24), а Абелю Гансу в момент съемок было 38, и заканчивая легендарным статусом "архангела террора". Абель Ганс делает загадочное лицо, нюхает розу и демонстрирует серьги. На этом его игра заканчивается, так что возмущение Бунюэля в упоминавшемся мной споре тоже можно понять. Французская революция — это событие, которое влияет на нашу жизнь до сих пор. Но, споря о либеральных доктринах и терроре, нельзя отказать вождям революции в том, что они прекрасно умели умирать. Сыграть Сен-Жюста — большой соблазн, но он выглядит у Ганса неубедительно. Приемы, которые он использует при появлении Наполеона, в отношении выступления Сен-Жюста выглядят фальшиво, хотя рукоплещущие массы и громкие звуки ударных с духовыми воздействуют на психику.
Роль Наполеона в фильме исполняют два актера. Владимир Руденко, похожий на молодого и тогда еще подававшего большие надежды Ферлонга, играет роль Наполеона-мальчика, основной же исполнитель — это Альбер Дьедонне. Оба они экспрессивны и харизматичны, Дьедонне создает образ фанатичного человека, оратора и воителя, который в обыкновенной жизни немногословен, почти скрытен, не похож на других. Технические изобретения Ганса дают возможность подчеркнуть различные черты и создать нужных эффект. Например, крайне сильный прием — совмещение волн во время шторма с волнением людской массы, толпа в буквальном смысле головокружительно выплескивается с экранов. Разражается двойная буря, она превращается в пену с помощью многократного наложения, а камера от первого лица будто бы ныряет, как морская птица, в это кипящее варево. Очень впечатляет. Или, например, сцена, в которой одинокий Наполеон сидит за письменным столом, пока за его окном бродят тени восставших и убивают своих жертв. Однако середина фильма, посвященнная Жозефине, похожей на жадную гарпию, проваливается и не увлекает так, как это делают первые полтора часа и концовка с использованием тройного экрана. Думаю, современников Ганса концовка должна была парализовывать. Но, как известно, он так и не закончил свой замысел. По его сценарию была снята отдельная картина об изгнании Наполеона.
Фильм местами вызвал у меня неподдельный восторг и ощущение праздника.