В главных ролях: Ричард Бартон, Ален Делон, Роми Шнайдер, Валентина Кортезе. В ролях: Энрико Мария Салерно, Жан Десайи, Марко Лукантони, Клаудио Брук и др.
Интересные факты о фильме:
- Лоузи хотел предложить роль Троцкого Дирку Богарту. Он отмечал, что сценарий ужасен, но говорил, что он будет изменен. Богарт отказался, чем огорчил Лоузи, который посчитал, что актер ему не верит. Бертон в достаточной степени верил Лоузи, чтобы согласиться на роль, хотя ему показали тот же самый сценарий.Версия для печати
Мор:
Рецензия на фильм "Ледоруб / Убийство Троцкого"
Этот фильм Лоузи не считается удачным, и мне легко понять его критиков. Тем не менее, я посмотрела его с удовольствием — настолько гнетущее впечатление, тяготящее своей неестественностью, и полное одиночество каждого из героев, их выпадение из жизненного процесса посреди красочного круговорота существования, который по разным причинам их отталкивает, встретишь нечасто. Драма изгнанника-Троцкого, который в любой момент ожидает смерти, и трагические взаимоотношения между его убийцей и девушкой, помогавшей ему проникнуть в окружение Троцкого, создают опустошающий эффект.
В последние годы жизни Троцкий находился в Мексике. За ним шла охота, к нему подсылали политических убийц, его детей и родственников затравили, но он продолжал писать статьи, направленные против Сталина. Троцкого называли шпионом в пользу США, врагом народа, что, конечно, является недоказанным, — сущность разногласий между Лениным и Троцким не выходила за грань споров в рамках одной фракции, о чем он сам писал в "Перманентной революции", а в США, узнав, что кроме критики Сталина Троцкий ни на что не готов и собирается читать лекции о победе мировой революции, так и не впустили его в страну. После смерти Ленина противоречия между Троцким и Сталиным обострились, Троцкий был выслан и объявлен врагом. В Мексике на него было совершено два покушения, второе из которых завершилось успехом — убийца, опознанный гораздо позже как Рамон Меркадер, вошел в доверие Троцкого, прикидываясь троцкистом, а потом проломил голову одного из вождей Октября ледорубом. Не самый обычный способ убийства, что и говорить. Впоследствии Меркадер был награжден орденом Ленина и даже работал советником министерства иностранных дел при Кастро. Об этих двух покушениях и рассказывает фильм, делая акцент на внутреннем мире убийцы.
Сценарий настойчиво избегает любых интересных фактов жизни Троцкого, авторы словно старались сделать кино максимально непривлекательным. Возможно, это произошло из-за того, что авторы сценария были хорошо знакомы с фактами, которые для нас покрылись пылью. К примеру, убийца Жак и его координатор полунамеками касаются предстоящего покушения на фоне красочной фрески на стене. "Может ли быть художник человеком дела?" — спрашивает один из героев, разглядывая полотно с гнетущей многозначительностью. Для человека со стороны это смотрится как абсурдистская сцена — что-то висит в воздухе, но суть дела остается непознаваемой. Все становится понятно, когда знаешь, что герои стоят напротив грандиозной "Истории Мексики" Диего Риверы, художника-коммуниста, который приютил Троцкого. Троцкий прожил некоторое время в доме Риверы и его жены Фриды Кало (об этой паре, кстати, Джули Тэймор сняла фильм "Фрида", там есть и карикатурный Троцкий). По некоей иронии Ривера являлся другом еще одного известного мексиканского художника Сикейроса, коммуниста-сталиниста, который как раз и устроил первое из указанных в фильме покушений на Троцкого. Именно поэтому ящики с оружием и полицейскую/военную форму приносят в художественную мастерскую. Сикейрос не только был вдохновителем покушения, но и возглавлял его в реальности, переодевшись в военную форму. В итоге разговор легко дешифруется как сомнение в том, доведет ли Сикейрос дело до конца, будет ли иметь реальное продолжение художественная агрессия. Честно говоря, я не могу сказать, что мне не нравится такой подход, потому что приходится напрягаться, вспоминать, листать литературу.
Образ убийцы трактуется Лоузи как смесь Раскольникова с Геростратом. В конце фильма, проходя через страх и любовь к Троцкому, он обретает себя как "человека, убившего Троцкого". Несмотря на усилия, с которыми режиссер и Делон стараются убедить нас в ценности такого образа, я бы предпочла обойтись без "Убийства Джесси Джеймса". Кстати, о Делоне. Конечно, Делон в такой роли — заведомый китч, который отражает выбранный мной постер. Видеть на его лице вечного уверенного убийцы и плейбоя трепет перед стариком странно, но давящая атмосфера фильма не дает воспринимать это как шутку. Этот китч отражается даже в самом названии, которое меня заворожило с самого начала. Вы только произнесите это — Assasination of Trotsky. Тем не менее, Лоузи удалось обуздать эти ассоциации и сделать картину крайне мрачной, безнадежной. Неестественность разговоров в осажденном доме. Слова будто зависают в воздухе, тугом и душном, как пленка. Троцкому, кажется, вообще не с кем поговорить, он только вещает, диктует, общается сам с собой, опираясь на преданность жены. Он ничего не обсуждает, ни с кем не спорит. Троцкий Лоузи совершенно лишен харизмы, иногда так и вовсе несет какую-то чудовищную чушь. Он загнан в угол и пытается передавать послания, надеясь, что они дойдут до мира. Положение Троцкого Лоузи иллюстрирует через корриду, на которой присутствует будущий убийца Жак и его любовница. Бык пронзен множеством копий, каждое уменьшает его силу, но это всего лишь изматывающие удары, за которыми следует смертельный выпад. Троцкий загнан в угол, копья его измотали, остался только решающий удар, которого он ждет.
Лоузи часто прибегает к визуальным параллелям. Например, в эпизоде, где убийца и его женщина плывут на лодке, он помещает их на раскрашенную яркую поверхность, так схожую с выразительными, колоритными картинами испанских коммунистов. Жак и Гита становятся героями фресок, лишенными личности, помещенными в чуждую, почти мультипликационную среду. В итоге пасторальное катание на лодках выходит тягостным. Правда, оно подытоживается комическим появлением отражения Сталина, что мне кажется явно чрезмерным и нелепым. Столь же любопытно смотреть на игру Делона. Он борется со своим собственным лицом, изображая нервозность и пугливость, но это порождает непривычный эффект. Стоя за спиной Троцкого, он похож на мальчишку, впечатленного размером личности. Убийца-Делон — жалкий непрофессионал, он наносит удар в спину и вопит, отступая от окровавленного старика, как последний трус. Могу ошибаться, но мне кажется, что реальный убийца должен быть гораздо более примитивен и хладнокровен, хотя выбор оружия действительно поражает. Притащить в дом ледоруб, тогда как легко можно было выбрать пистолет или нож, — это должно что-то значить.