Режиссер:
Дональд Дж. Джексон. сценарий: Рэндалл Фрейкс (как Ллойд Стразерн), по сюжету Дональда Дж. Джексона, оператор: Дональд Дж. Джексон, композитор: Роберт Гаррет.
В главных ролях: Кэтлин Кинмонт. В ролях: Джек Дэймон, Элизабет Кэйтэн, Рори Калхун, Клив Холл, Джонни Сайко и другие.
Грубо говоря, если в кусок говна воткнуть несколько разноцветных флажков, то кому-то эта инсталляция покажется прикольным сумасбродством, кому-то произведением искусства, кому-то смелой политической акцией, а кому-то даже... куском говна с флажками. А есть люди, которые видят в этой инсталляции не только что-то одно из всего вышеперечисленного, отвергая все прочее ради своего однозначного видения, а все в комплексе. Да, кусок говна с флажками — это всего лишь кусок говна с флажками, и в зависимости от того, какие там флажки, скажем, каких государств, может быть и политический подтекст, а в зависимости от композиции и подбора цветов — произведением искусства, и конечно же — долой чопорность! — это наконец прикольно: кусок говна с флажками! Гротеск, блядь!
Этот фильм — говно с флажками и если вы, читатель этой рецензии, чопорный, то этот фильм не для вас — шагайте пересматривайте Бергмантониони. Тем более, — и ни для кого это не секрет, проверено электричеством — всяк чопорный, напыщенно удалившийся пересматривать Бергмантониони, в какой-то момент, скажем, минуте на десятой, воровато оглядевшись, переключает на говно без флажков, на какой-нибудь камеди-клаб или аншлаг-аншлаг.
Что хорошо в фильмах Джексонов — я во множественном числе, потому что нижеследующее запросто можно сказать и о ранних фильмах Питера Джексона, однофамильца режиссера рассматриваемого здесь фильма — это то, что они понимают — если снимаешь фильм с идиотским клишированным сюжетом, да с бюджетом в двадцать две копейки, идиотизм нужно довести до крайности какими-то совершенно абсурдными подробностями. Вот взять Эд Вуда — он ведь снимал всю эту свою чушь на полном серьезе, но его "План 9..." я раза четыре пересматривал. Пусть он и ненамеренно ввел в фильм все эти сумасбродные флажки, в виде прикрывающего лицо псевдолугоши и раскачивающихся картонных крестов на кладбище, пусть и на полном серьезе придумал "обновить" заезженную тему о вторжении враждебных инопланетян идиотским сюжетом, но благодаря им фильм и смотрится на ура. Чего стоит мотив вторжения (пришельцев раздражало, что люди не обращают на них внимания и они решили показать кузькину мать) и реализация плана (оживление нескольких трупов на провинциальном кладбище, с тем, чтобы они пугали окрестных жителей). Вот он рецепт для того, чтобы заурядное и даже дебильное би-муви превратилось в развеселый трэш. А если еще и режиссер человек умный, намеренно, а не из-за недостатка ума и воображения придумывающий абсурд, да снято профессионально и со вкусом, как у Джексонов, то вообще, как у нас тут говорят, — ховайся!
Вот сколько в восьмидесятые наделали дешевых фильмов по мотивам "Безумного Макса"? Не меньше, чем в пятидесятые про враждебных пришельцев. Но сделать за пригоршню центов постапокалиптический боевик (речь здесь не о драмах, конечно) и переплюнуть трилогию Миллера никому не удалось. Причем, те, кто подходил к этой затее на полном серьезе, с пафосом, вроде Пьюна с его "Киборгом", выглядели жалко. То ли дело красиво и задорно простебаться, как Дональд Дж. Джексон, который одновременно с однофамильцем, Питером, но в другом полушарии, делал то, что последний просто и ясно обозначил в названии своего дебютного фильма: "В плохом вкусе". Пусть и говно, зато с флажками. И если флажки расставлены со вкусом, то уже как бы и не совсем говно, а см. начало рецензии. Но и отрицать то, что флажки торчат в говне никто не собирается, ведь понятно, что натыкать флажки именно в говно — это в плохом вкусе.
Я уже писал о фильме Дональда Дж. Джексона про Жабоград. Теперь посмотрел следующий, вот этот вот, про воительниц из не-дай-бог-такого будущего. Все, казалось бы по формуле из бесчисленных постапокалиптических вестернов и сказок — есть типа город в пустыне, расположенный на территории заброшенного завода по обогащению урана. Там живут всякие панки, ими руководит вожак. В этом городе (или, если угодно, на этом заводе — он частично функционирует) появляется радиоактивная тварь-мутант. Чтобы тварь никого не трогала, ей приносят жертвы — женщин. Когда женщины закончились, попробовали подсунуть ей мужика, побрив его где надо и накрасив. Тварь его отвергла. Панки пошли искать женщин. И нарвались на женский религиозный орден — длинноногих чувих, вооруженных японскими мечами, одетых в дерматиновые бикини и высокие сапоги со шпорами, к подошвам которых крепятся... ролики! Вот он самый главный флажок! Сколько этих фильмов про полуголых рыжих сонь с мечами, но чтоб на роликах!.. Да еще и в мире, где нет дорог даже в том смысле, в каком это слово понимают в России!
Тем не менее, в отличие от фееричных ранних фильмов Питера Джексона, этот фильм по части сценария и режиссуры хромает, как очутившаяся в каменистой пустоши барышня на роликах. Но зато визуально очень похож — этот Джексон еще и оператор своих фильмов. Конечно, несколько задалбывает его настойчивая манера снимать снизу вверх, но я по ходу фильма не раз ловил себя на мысли, что эти неловкие ракурсы вынужденные, чтоб в кадр не попали какие-то анахронизмы, ну, там, инверсионный след в небе или машинки на близлежащем шоссе; мужик в гавайке и шортах, выгуливающий пекинеса — да мало ли. Все ж лучше, чем "Омега Дум" того же Пьюна — постапокалиптический римейк "Телохранителя" Куросавы про киборгов снятый на заброшенной детской площадке — там время от времени в кадр попадает ухоженный домик в просвете.
К тому же у Джексона, особенно в конце фильма, что ни кадр — изысканные композиции из всякого хлама и тумана.
"Гринуэй трэша!" — восхищенно восклицал я во время просмотра.