Режиссер:
Джон Уотерс. Сценарий Джон Уотерс, оператор Роберт М. Стивенс, художник Роб Саймонс, монтаж Джеффри Уолф, композиторы Василь и Зоэ Поледурис, продюсеры Джозеф М. Караччиоло мл., Джон Фидлер, Марк Тарлов.
В главных ролях: Стивен Дорф, Мелани Гриффит. В ролях: Мэгги Джилленхал, Патти Херст, Алисия Уитт, Эдриан Гренье, Ларри Джиллард мл., Джек Ноузуорси, Эрик Барри, Зензель Узома, Рикки Лэйк, Кевин Нилон и др..
Интересные факты о фильме:
В фильме снимается Патти Херст, чья судьба послужила прообразом сюжета фильма. Подробнее об этом — в рецензии.
Фильм рассказывает о банде киноманьяков — поклонников независимого кино. У каждого на какой-нибудь части тела вытатуирован какой-нибудь режиссер, уважаемый в этой банде. Режиссеры эти таковы: Отто Преминджер, Энди Уорхол, Хершел Гордон Льюис, Сэм Пекинпа, Спайк Ли, Дэвид Линч, Уильям Касл, Кеннет Энджер, Альмодовар, Фассбиндер, Сэм Фуллер.
Мелани Гриффит была номинирована за этот фильм на "Золотую Клюкву" — награду худшей актрисе. Получила приз, однако, не она, а Мадонна за главную роль в фильме 'The Next Best Thing'.
Название фильма обыгрывает имя американского режиссера Сесила Б. ДеМийя (Cecil B. DeMille), а также главаря А.С.О. Дональда ДеФриза (о том, что такое А.С.О., читайте в рецензии). На самом деле название фильма придумал не режиссер, а журналист газеты, в которой было его интервью, где он излагал планы съемок этого фильма.
Фильм снимался в Балтиморе, на родине режиссера. Режиссер снял большинство своих фильмов в Балтиморе. Более того, кинотеатр, в котором все начинается — это кинотеатр, в котором обычно проходят премьеры его фильмов. А кинотеатр под открытым небом, где все заканчивается — это Bengies Drive-In, который уже много лет дышит на ладан, но все никак не закроется.
На съемках фильма было довольно холодно, почти все актеры и персонал заболели, а некоторые (в т.ч. исполнительница главной роли Мелани Гриффит) даже перенесли воспаление легких.Версия для печати
История, как учат нас мудрецы, повторяется дважды, второй раз в виде фарша. Поэтому все время, если мы видим какую-нибудь историю, когда-нибудь увидим и соответствующий фарш, а если видим фарш, то когда-то была соответствующая история.
Патти Херст в свои 45 лет снялась в "Безумном Сесиле Б." Это фарш, а история такова.
Патти Херст — третья из пяти дочерей медиамагната Рэндолфа Херста, светская львица, будущая (а почему бы и нет?) Пэрис Хилтон или, на худой конец, ну, вы все знаете, кого я имею в виду на худой конец. Если б жизнь ее не сложилась так, как сложилась. А сложилась она так, что в 1974 г. ее в 19-летнем возрасте похитила из Беркли, Калифорния, "Армия Симбиотического Освобождения" (А.С.О.) — группировка городского сопротивления. Тогда много по всему миру развелось группировок городского сопротивления, или urban querilleros, после волнений 68-го года, по-моему, одного из самых прекрасных событий двадцатого века с точки зрения духовного развития человечества. А.С.О. из новых левых, притом негритянских, причем негр у них был только один — их лидер Дональд ДеФриз. Запомните фамилию лидера, потом она вам пригодится.
Повстанцы потребовали обменять Патти Херст на одного из своих соратников, захваченных ФБР, на что руководство Соединенных Штатов, разумеется, пойти не могло. Казалось бы, стороны зашли в тупик, когда ДеФризу пришла в голову счастливая идея. Он потребовал выделить каждому калифорнийскому нуждающемуся еды на 70 долларов. Рэндолф Херст помог только нуждающимся района Сан-Франциско, и это было уже немало. Однако А.С.О. снова отказались выдать Патти Херст отцу, мотивировав это плохим качеством предоставленной еды.
Самое интересное происходит потом. Херст распространяет аудиопленку, в которой отрекается от родителей и вообще от буржуазного мира и объявляет о своем присоединении к А.С.О. Затем она участвует в ограблении Ирландского Банка (Hibernia Banc), снимается с автоматом на постере для своих новых друзей и т.д. Попадает под дурное влияние, короче. Боевой кличкой ее стало Таня — в честь соратницы Че Гевары Аиде Тамары Бунке Бидер, у которой была точно такая же кличка. Можно сказать, что 1974 год стал годом триумфа для Аиде, семь лет уж тому как убитой, потому что в том же году советские астрономы открыли новую малую планету и назвали ее 2283 Bunke. В новом фильме Содерберга "Че" ее (девушку, а не планету) сыграла Франка Потенте.
Могла ли знать Франка Потенте, вечно спасающая своего древоподобного друга Манни, вновь и вновь бегущая по Берлину, что через десять лет она будет помогать Че Геваре, а сейчас вакантное место Тани занято в аргентинском полудокументальном фильме какой-то Эмилией Мазер? Вопрос риторический, не могла. Вот так судьба играет человеком.
Однако вернемся к Херст. Отсидев меньше двух лет, она попадает под частичную амнистию президента Джимми Картера, а в 2001 г. — под полную амнистию, устроенную на радостях в свой последний день президентом-саксофонистом. За год до этого — в 2000-м году — она снимается в фильме "Безумный Сесил Б.".
И это как раз тот фарш, который идет сразу вслед за историей.
Идея
Потому что в фильме "Безумный Сесил Б." группа киноманов-террористов похищает голливудскую звезду и заставляет ее сниматься в независимом артхаузном перфомансе под девизом "Смерть плохому кино!" Сначала звезда отказывается было от съемок, потом под их давлением участвует в съемках, потом проникается идеями кинотеррористов, а потом попадает в лапы полиции, копируя судьбу Патти Херст.
Сама Патти Херст сыграла здесь эпизодическую роль: матери одного из членов группы, уговаривающей его вернуться в лоно семьи. Видимо, она знает, как это делается: родители тоже уговаривали Патти. На фотографии справа она как раз говорит с непутевым сыном по телефону.
Перфоманс группы кинотеррористов заключается в следующем: съемочная группа громит кинотеатры со слатенькими фильмами, срывает съемки таких фильмов и симпозиумы кинопроизводителей. Все это записывается на пленку и потом монтируется; дублей нет, все по-настоящему. По настоящему перестреливаются с полицией, получают ради искусства в лоб настоящую пулю. Главаря банды, режиссера, зовут Безумный Сесил Б. Правильнее было бы назвать его Сесил Б. Безумный, потому что Безумный — это фамилия, примерно как Праведно-Счастливый. По-английски написано так: DeMented. Фамилия имеет отношение одновременно к главарю А.С.О. Дональду ДеФризу (DeFreeze) и американскому режиссеру Сесилу Б. ДеМийю (Cecil B. DeMille).
Сверхидея
Хаким-Бей пишет: "В Персии я увидел, что стихи должны сопровождаться музыкой и их нужно петь или декламировать — по одной только причине — потому что они действуют.
Правильное сочетание образа и звука приводит слушателей в состояние "хал" (нечто среднее между эмоциональным/эстетическим настроением и трансом или состоянием сверхосознания), заставляет их заходиться в плаче и танцевать — то есть демонстрировать соразмерную физическую реакцию на искусство. Для нас же связь между телом и поэзией потеряна еще в эпоху бардов — читая, мы дышим газом картезианской анестезии.
На севере Индии даже немузыкальная декламация провоцирует слушателей на шум и движение, каждая удачная строчка вызывает овацию "Ва! Ва!", и изящные аплодисменты. Зрители кидают монеты… Мы же слушаем поэзию, как это делал бы научно-фантастический разум в кувшине — в лучшем случае отвечая сдержанным смешком или гримасой, рудиментами деятельности ротового отверстия, в то время как остальное наше тело находится где-то на далекой планете.
На Востоке поэтов часто сажают в тюрьму — это своего рода похвала, поскольку подразумевается, что автор совершил нечто столь же реальное, как воровство, изнасилование или революция. У нас же поэты могут публиковать все, что заблагорассудится — и это своего рода наказание, тюрьма без стен, без эхо, без ощутимого существования — туманные юдоли печати или абстрактной мысли — мир без риска и эроса".
Безумный Сесил Б. своими действиями разрушает эту темницу без стен. Хаким-бей пишет дальше:
"Если правители откажутся считать стихи преступлениями, тогда кому-то придется совершать преступления, которые будут выполнять роль стихов или текстов, обладая при этом характерным для терроризма резонансом. Любой ценой восстановить связь поэзии и тела. Преступления не против тела, а против Идей (и Идей-в-Вещах), мертвых и удушливых".
"Индивидуальные произведения искусства (даже самые плохие) в большой степени нелепы: ИС стремится разрушить все институты, использующие искусство для замутнения сознания и извлекающие выгоду из заблуждения. Того или иного поэта или художника нельзя винить за отсутствие прозрений – но с вредными идеями можно бороться с помощью порожденных ими артефактов. МУЗАК* предназначен для того, чтобы гипнотизировать и контролировать – но его механизм можно разбить.
Публичное сожжение книг – почему фашисты и таможенные чиновники монополизировали это оружие? Книжки о детях, одержимых демонами; список бестселлеров "Нью-Йорк Таймс"; феминистские трактаты против порнографии; школьные учебники (особенно по обществознанию, граждановедению, здравоохранению); подшивки "Нью-Йорк пост", "Виллидж войс" и прочих газетенок, валяющихся в супермаркетах; некоторые глянцевые обложки фантастических книжек; несколько романов из серии "Арлекин": праздничная атмосфера, бутылки вина и сигареты с марихуаной, передаваемые по кругу ясным осенним днем".
Сесил Б. показывает нам путь к освобождению. Он показывает исполнение мечты, несколько радикальное, но на первых порах, видимо, по-другому нельзя. Хватит молчаливых бунтов, в самом деле. Вот лично я, например, не хожу в кинотеатр, не смотрю телевизора — но от этого меньше плохих фильмов не делается. И человечеству от этого не лучше.
Фильм этот, понятно, что не о борьбе с плохим голливудским кино. Фильм о том, что (и об этом же писал Хаким-Бей, если не понятно) искусство из застывших схем мертво, нужно обратить в искусство свою жизнь, искусство есть жизнь, и жизнь есть искусство, и каждая отдельно взятая жизнь есть в идеале законченный шедевр, подобно безбюджетному киношедевру Безумного Сесила Б.
Исполнение
Тем обиднее, что при таких мощных идее и сверхидее снято все из рук вон плохо. Клевая идея возникла, скорее всего, вообще ненамеренно: во всяком случае, лозунги бандитов тупые, бандиты тожы весьма тупые; это вообще сборище каких-то карикатурных недолюдей: карикатурная сотонистка, карикатурный нарик и т.д. Лозунги примерно такого уровня: "Давайте убьем Киркорова, потому что нам не нравится попса!". Более-менее полноценные люди — это, собственно, Безумный Сесил Б. (актер Стивен Дорф), и звезда, которая потом перековывается в независимую актрису. Мелани Гриффит сыграла очень прилично, странно, что ее номинировали за этот фильм на "Золотую клюкву". Стивен Дорф суперхаризматичен, неудивительно, что за ним идут массы, пусть дажы и фекальныеущербные.
Высокий пафос фильма оскверняется кучей низкопробных шуток и несмешных гэгов, типа как только что пошученная мной в качестве иллюстрации шутка про фекальные массы. Фильм — образчик (не самый лучший) американской разновидности китча — кэмпа — это такой китч, который как бы смеется сам над собой, кривляющийся китч. Кэмп — это китч постмодерна, так будет точнее всего. Чистопробный китч мне нравится, я люблю пошлость, как Костя Ротиков в лучшем русскоязычном романе двадцатого века, она пьянит, как водка; китч, разбавленный пафосом, довольно омерзителен; продолжая аналогию, это водка, разбавленная жирным молоком. Вообще тут можно поговорить о крайних, экстремальных значениях — а почему бы, собственно, и не поговорить? Когда я жил в общаге, меня совершенно заебывало прибираться в комнате, и в какой-то момент у меня был такой срач, что мне было все равно. Я — честное слово — рвал газеты, кидал их на пол и от этого смеялся. Это дико весело, это такая степень срача, что уже никакого отчаяния от нее не возникает. А будь мусора чуть поменьше, ну совсем немного, никакого смеха он бы не вызывал, а вызывал бы, напротив, слезы. И он вызывал, хотя и не у меня. Живая иллюстрация второго (кажется) закона диалектики — перехода явления в свою противоположность. И так везде, так везде. Потому я и не могу пройти мимо запредельной пошлости, глупости и т.д., потому не могу не восхититься чистопробным китчем. Это объясняет и восторг, в частности, который неизменно вызывает во мне "План 9 из открытого космоса".
Ну вот, а "Безумный Сесил Б." — недокитч, к сожалению. Актеры переигрывают, недоигрывают, играют придурков, от общей комедийности не смешно, а грустно. Пара смешных моментов есть и здесь, но в целом все очень грустно. Именно от того, что идея хорошая, и от того, что пара смешных шуток есть. Лучше бы их не было, или плохих было поменьше. Лучше всего, считаю я, вообще было сделать фильм не комедийным, я вообще не понимаю, как в данном случае оправдано комедиантство. Сверхидея (если она и была) напрочь похерена исполнением. Мог бы быть шедевр.
Смешная шутка, о которой говорилось выше, такая: когда за бандой гонится полиция, она забегают в кино, где показывают что-то с Чаком Норрисом или Брюсом Ли, и кричат: "Фанаты боевиков, помогите нам!" И те помогают. Потом режиссер шутит эту шутку второй раз, только на месте полиции — профсоюз дальнобойщиков, а на месте фанатов боевиков — фанаты порнухи, — и уже не смешно.
Кстати, сочетание смерти и сортирного юмора мне тут не кажется очень удачной идеей. До степени омерзения, вызываемой фильмами Уве Бола, этому фильму, конечно, далеко, но временами тожы довольно мерзко.
В соответствии с логикой (не диалектикой), этот фильм вызывает у неподготовленного зрителя сочувствие к голливудскому кино. Какой плохой фильм, говорит (или думает) неподготовленный зритель. Да, голливудское кино плохое, но ведь этот фильм еще хуже, поэтому голливудское кино, может быть, даже и хорошее. Пока таким, как ты, пути открыты, растут ряди антисемитов. Если Вознесенский против, то тогда я за. Так думает зритель, и вряд ли Джон Уотерс (режиссер) хотел, чтобы зритель думал так.
Режиссер, кстати, культовый. Прославился главным образом "Розовыми фламинго", которые считаются супер-образцами кэмпа/китча, но снял и еще много подобного. Джон Уотерс сказал про своих "Розовых фламинго": "Редко получится одним фильмом оскорблять зрителей на протяжении трех поколений. А мне, кажется, это удалось" (цитата не дословная). Стиль, в котором он сначала работал, называется трансгрессив арт; этот стиль и предполагает оскорбление зрителя. Этот же фильм никого не оскорбляет ввиду тупости реализации.
По внешности Уотерс — среднее между усатым тараканом и безусым Стивом Бушеми. Чувак, сразу видно, прикольный. Однако и его заел быт. Кушать хочется всем, и с конца восьмидесятых он стал снимать мэйнстримные фильмы. А в двухтысячном снял фильм о противодействии мэйнстриму. Этакая фига в кармане. Дескать, я все еще независимый. Рок-н-ролл мертв, а я еще нет. Странно, что к 54 годам человек не понял, что тут нельзя быть посередине, смешивать водку с молоком.
Вероятно, указанная особенность биографии режиссера и объясняет половинчатость фильма.
______________ * Музак — это та музыка, от которой не спрячешься. Это специально разработанная слатенькая музычка, играющая в супермаркетах, кафе, общественных туалетах, приемных у зубного врача или в парикмахерской, в самолете, это изи лиснин’, который можно услышать в телефонной трубке, когда тебя соединяют в больших компаниях с оператором, а оператору на тебя похуй, это релакс мьюзик, который звучит по ночам на радио. Хуже всего в ней, что, если она играет в людных местах, как правило, нет одного источника звука, он идет как бы отовсюду. Название произошло от звукозаписывающей компании Muzak Holdings, которая обеспечивала львиную долю таких записей. В качестве музака может использоваться и классическая музыка, особенно если ее включают на всяких вокзалах или злачных местах, особенно если довольно громко. Предполагается, что прохожим пофигу, может быть, даже и приятно, а вот драг-дилеры, которые там ошиваются, не могут целый день ее слушать. От себя добавлю, что не понимаю, как выживают в супермаркетах кассиры и продавцы, которые тоже зачастую слушают всякий музак. Лично я не могу долго находиться в магазинах именно поэтому. Понятие музака можно в определенном смысле расширить и на бумажные тексты, и на Интернет, и на скульптуру, и на кино.