Режиссер:
Гарри О. Хойт. Сценарий: Мэрион Фэйрфакс (по одноименному роману Артура Конан Дойля), Оператор: Артур Эдесон, Композитор: Р.Дж. Миллер.
В главных ролях: Бесси Лав, Льюис Стоун, Уоллес Бири. В ролях: Ллойд Хьюз, Альма Беннетт, Артур Хойт, Маргарет МакУэйд, Булл Монтана.
Награды: 1998 — Занесен в National Film Preservation Board, USA..
Интересные факты о фильме:
В фильме отжог Уиллис О'Брайан, мастер покадровой съемки, комбинированной съемки и монтажа. Он же через 7 лет хорошенько потрудится над "Кинг Конгом".
Первый фильм, показанный во время авиарейса. Это случилось в апреле 1925 года (компания Imperial Airways, Лондон-Париж).
В 1929 году решили сделать звуковую копию. Звуковую копию так и не сделали, а негатив немого оригинала похерили. Говорят, что все, что мы сейчас можем видеть, — это сильно урезанный вариант оригинала (естественно, снятый с копии).
Модели динозавров купил коллекционер Форрест Дж. Аккерман. Теперь от них остались только металлические каркасы.Версия для печати
Наверно, каждый нормальный советский школьник читал романы о профессоре Челленджере, написанные Артуром Конан Дойлем. Романов было всего два – "Затерянный мир" (опубликован в 1912 году) и "Отравленный пояс". Первый не только пользовался большим успехом, но и был более пригоден к экранизации. Дело оставалось за техникой. И уже в 1925 году состоялась экранизация, которая, что бывает нечасто, очень понравилась автору литпроизведения. Еще, что отрадно, фильм начинается документальными кадрами: сэр Артур Конан Дойль играет с приветливой собакой, после чего дает довольно бестолковый комментарий к своему роману: "Я хотел написать книгу о человеке, который наполовину мальчишка, наполовину взрослый мужчина". Таких half-men в фильме предостаточно. Это все персонажи фильма, которые относятся к мужскому полу и которые ввязываются в авантюру профессора Челленджера, – отправляются на плато, обнаруженное им в горах Южной Америки. Там, среди девственной природы, эволюция словно бы замерла: среди джунглей бродят динозавры и питекантропы… а также пожилой англичанин со своим чернокожим слугой. Мотивы у каждого члена экспедиции свои. Один старичок из ученого общества едет в джунгли, чтобы подклеиться к миловидной девушке. Ведь пожилой англичанин, который бродит среди динозавров, является ее отцом и его надо спасти! Молодой журналист, которого Челленджер чуть не душит в начале фильма (он ненавидит журналистов!), едет потому, что дама его сердца требует от него подвигов. Ну, а сам Челленджер едет заради НАУКИ.
Фильм "Затерянный мир" является предтечей "Кинг Конга" и "Парка Южного периода", если не сказать больше. Что "Кинг Конга", что "Парк Юрского периода" легко можно назвать римейками "Затерянного мира". Тем более, что вторая часть "Парка" так и называется: "Затерянный мир". А дело вот в чем. Конан Дойль наделил мифологическими мотивами палеологию и антропологию. Также, как историк и лингвист Дж.Р.Р.Толкиен заставил поверить читателей в существование миров, где могут жить эльфы, которые некогда жили и на Земле, так и Конан Дойль заставляет поверить в существование "белых пятен", где до сих пор живут динозавры и прочие замечательные твари. И затронул тем самым тонкие нити человеческой души, за которые пытаются, кстати, трогать сайентологи, да и вообще кто попало :)
Всё остальное – от лукавого. У "Кинг Конга" даже схожая фабула: группа белых цивилизованных людей едет в такое вот "белое пятно", там обнаруживает доисторическую жизнь, возвращается с ней в цивилизацию, после чего доисторическая жизнь наводит в современной цивилизации шороху. Единственное различие – смещены акценты. В "Затерянном мире" к разрушению приводит чистая наука. В "Кинг Конге" — шоу-бизнес. Челленджер привозит бронтозавра в Лондон, чтобы подтвердить свое открытие фактами. Гигантскую обезьяну привозят в Нью-Йорк, чтобы навариться на новом чуде света. Ну, а Стивен Спилберг грамотно соединил науку с шоубизом.
В связи с этим обидно, что "Затерянный мир" 1925 года нынче как-то позабыт, а "Кинг Конг" 1933 года входит в 10-ку лучших фильмов в истории кино (по мнению Американского киноинститута). У меня к тому же есть чувство, что даже знаменитую сюжетную линию с историей любви обезьяны к человеку нашли в "Затерянном мире". Там есть жутковатая и интригующая фича: переодетый в костюм гориллы актер строит козни экспедиции Челленджера. И эта вот как бы горилла сожительствует с обезьяной, которую играет не актриса, а настоящая шимпанзе.