Любой нормальный психолог с уверенностью подтвердит мои слова. Стив Одекерк — опсный шизоид со склонностью к мании преследования и неизлечимой фиксацией на сиськах. Иначе просто не объяснишь, почему от фильма к фильму сиськи занимают важное место в его картинах. Большие телячьи сиськи, которые болтаются между ног не только у женщин и коров, но и почти у всех представителей мужского пола.
Первый раз двуногая корова-каратистка появилась у Одекерка в памятном фильме “Кунг-по”. Герой в том фильме долго и мучительно рубился с ней посреди зеленого поля и издевательски дергал ее за сиськи. Кстати, главного героя там играл вроде бы сам Стив Одекерк… Фрейд? Дедушка?! Ты еще здесь?!!
“Рога и копыта” — это триумф стивовских паранойи и фиксации. В следующем году по ним еще и мультсериал выпустят, вот тогда Одекерка можно будет уже смело закатывать в смирительную рубашку и отправлять в дом с желтыми стенами и мягкой туалетной бумагой.
А теперь пара слов о концепции и сюжете. Чтобы всем и сразу было понятно, почему многие критики назвали этот мульт минувшим летом “худшим из лучишх фильмов этого года”. А концепция на самом деле очень проста и симпатична. Если верить авторам фильма, то человечество уже на протяжении многих столетий является жертвой большого и серьезного заговора. Заговора домашнего скота, который на самом деле давно способен ходить на задних лапах и говорить по-человечески, но упорно это скрывает. Зато стоит только закрыться дверям фермерского хлева, как на его территории сразу же начинаются совершенно другие разговоры. И истории тоже совершенно другие. В том числе и про большие сиськи.
Я предупреждал ребят с Экранки, что лучше бы они выбрали в разделочную "Смывайся", но они почему-то решили сделать хваворитом "Рога и копыта", так что станемо пристально разглядывать драму из жизни домашних животных, оставив в стороне футуристический триллер;) про мышек и слизнячков.
Чем хороши амеркианские мультфильмы, так это внятной сюжетной линией, продуманным посланием, проработкой персонажей, часто — вниманием к деталям обстановки и прочими милыми штучками, превращающими мультфильмы в передвижные анатомические театры кенокритики.
Вот, например, "Рога и копыта" — классическая драма взросления, являющая зрителю обряд инициации, как он принят в Америце, а, следовательно, и во всём цивилизованном мире — от Польши до Исландии. На некой ферме живут разнообразные теплокровные животные, которые, однако, животные только когда они в поле зрения человеческих существ, стоит человеку отвернуться, умереть или уйти, животные встают на задние конечности и сами превращаются в людей. Типо как помните, был такой совецкий мульт, где ребёнок думал, что как только он выходит из комнаты, его бабушки начинают играть, резвиться и беситься, а потом быстро всё прячут и предстают перед ним невинными овечками. Или если ийти дальше, то те, кому посчастливится, вспомнят, что в детстве у них были не только вымышленные друзья, но и две мамы — одна мама, когда она добрая, и другая — когда она сердится. Те же, кому особенно повезло, имели и третью маму — пьяную маму. Такой краеугольный монолит детской психики как мать не предполагал внутренней изменчивости, потому ребёнку проще было предположить, что когда мама сердица её заменяет другая женщина. Мило. Но не слишком лабильно.
Вот создатели фильма и раскручивают свои децкие идеи до вполне конспиралогических — животные не то, чем они кажутся — разница с притворством тамплиеров лишь в том, что животные не строят насчёт людей никаких планов — у них с человеками мирное сосуществование. Мирное до такой степени, что сама идея скотного двора себя дискредитирует — мёртвых зверей отправляют не на убой, а хоронят в земле. Зачем хозяин тогда держит всех этих зверей — уму непостижимо.
Руководит животными на ферме бык по имени Бен. Он проводит планёрки, следит за тем, чтобы перед людьми все изображали тупоумных ублюдков и по ночам сторожит ферму от койотов. Закавыка фильма в том, что все быки, равно как и тёлки имеют вымя. Наверно так нашли выход какие-то комплексы создателей. Мне вот вспоминается что-то из Фрейда насчёт орального периода, сжато эта идея выражена в народной фразочке "ты чтоле в децтве не дососал?", которую иной раз можно услышать в разговоре двух интеллектуалов. Бык с выменем в качестве альфа-самца — это плевок в лицо Мирового Маскулинистического Комитета, это нелепый популистский кликсен в сторону суфражисток. Ффу!
У мудрого и сильного Бена, как и положено, есть непутёвый сынок-балагур по имени Отис, весельчак и задира, который не хочет наследовать отцу, а хочет пати. Получайте, нате! Во время одного из ночных пати, на которое Отис пошёл вместо того, чтобы с батюшкой охранять ферму, койоты нападают на курятник. Защищая куриц Бен трагически гибнет в неравной бою со сворой голодных шакалов. Получается, что пришло время принца занять трон. Вот только принц батюшку в своё время не слушал и потому к занятию трона не готов. То есть душа-то горит, но вот чувства ещё не воспитаны.
Однако, как и описывал Сартр в повестюхе "Детство хозяина" хозяевами не становятся, хозяевами рождаются. Нужно лишь пройти пару-тройку испытаний и заложенное в генах даст о себе знать. Как в анегдоде — возможна ли дружба между двумя мущинами. Возможна, но потом природа всё равно возьмёт своё.
Природа, берущая своё в фильме представлена с одной стороны койотами — естественной угрозой, с другой стороны — недавно выписанной с другой фермы и ждущей отёла тёлкой Дейзи, которая влюбляется в нашего героя и тем делает его сильнее силою своей любви. В первом же столкновении с амеркианскими шакалами Отис терпит поражение — воспоминания об отцовской храбрости ему не достаточно, чтобы противостоять реальной угрозе. Он чисто трусит и идёт с койотами на выгодную сделку — они не будут покушаться на его лидерский статус в обмен на некоторое количество снеди, добытое на ферме. Отис соглашается, но на следующий день, придя в себя и признавшись могилке отца, что нести такое испытание больше не в силах, решает позорно бежать с ферми нах. Однако в самый момент побега получает новость — койоты как распоследние фашысты украли посреди беладня полдюжины курок и одно недавно вылупившееся яйко — цыплёнка Мэдди, к которой Отис питал дружеские чувства. Кроме того, такое поведение есть нарушения договора заключонного Отисом с койотами — ведь они должны были забрать жертву за отисову инаугурацию ночью, но никак не днём! Ярость от эдакой беспардонности наполняет Отиса и он, грамотно подзуживаемый ослегом Майлзом, позабыв о том, что только что был готов позорно бежать, целует на прощанье свою тёлочку Дейзи и идёт на разборки. И закончились бы разборки трагично, если бы ослег в озвучке Денни Гловера не отыграл роль "мудрого старого негра", на котором зделали себе имя Морган Фримен, тот же Денни Гловер и ещё зделает Дензел Вашингтон. Этот серый кардинал, исподволь контролирующий рассыпающийся после смерти Бена социум, отправив Отиса к койотами на обряд инициации, вторым эшелоном отправляет подмогу, которая и поспевает вовремя, как раз тогда когда пересиливший свою трусость Отис однако больше не может пересиливать превосходящие силы врага. Следует премилая потасовка, заканчивающаяся победой наших героев.
Разумеется история ещё не завершена, ведь следует известие, что у Дейзи вот-вот начнутся роды. Всё как в архаичных ритуалах — герой прошёл обряд инициации, стал хозяином, настало самое время появиться наследнику, чтобы замкнуть круг. Герои спешат на ферму, следуют роды, счастливый отец (социальный, разумеется, а не хвизический, потому что своего мужа Дейзи потеряла во время какого-то таинственного торнадо, произошедшего на другой ферме, плюс к тому, для большей зеркальности, в фильме упоминается, что и Отис был не родным сыном Бену — компьютерные коровы размножаются не половым, а юридическим путём, мило, видят ли они интересно электрических овец во сне?) принимает малыша с выменем, в малыше по каким-то экстралингвистическим признакам узнают мальчега. Счастливый финал, ядовитый поцелуй в диафрагму. Зрители не встают с кресел. Они мертвы.
Разумеется, глупо было бы ожидать, что кривая американской мультипликации будет бесконечно расти вверьх. Выдав шедевры вроде "Шрека", "Суперсемейки" или "Уоллеса и Громита" мультипликация вернулась в свои естественные берега. "Мадагаскар", "Смывайся", "Тачки" или "Монстерс Инк" — это уверенный мейнстрим мультпродакшына. Однако наличие шедевров и мейнстрима выдаёт существование некой структуры, которая предполагает и весьма слабые картины. "Рога и копыта" — это конечно не "Реальная история Красной Шапочки", но всё же ближе к ней, чем хотелось бы.
Мультфильмы должны быть комичными, постмодернистичными, полными забавных деталей, морализаторскими и внятными — ведь их будут смотреть в первую очередь дети, пища должна быть аккуратно перемолота в легкоусвояемую кашку. Если детские два пункта в "Рогах и копытах" соблюдены, то вот подложка для взрослых — юмор, детали и аллюзии — хромает, отчего фильм порой простой скучно смотреть. Плюс — стало уже нормой наличие каких-нть милых тварюг на ролях второго плана, которые бы вытаскивали фильм в случае провала основной части. Хрестоматийный пример — это саблезубая белка из "Айсейджа", которая превратила ужасный мульт в шедевр, ну или можно вспомнить котега из "Шрека", слизнячков из "Смывайся" или пингвинов из "Мадагаскара", которые идут просто симпатичным бонусом. В "Рогах и копытах" зверушки все какие-то несимпатичные, рулит только хомяк-репер плотно упакованный в голду, исполняющий песню Шагги — но этого мало, чтобы без проблем высидеть полтора часа драмы взросления. Ну и конечно эти нелепые вымёна у быков явно не в тему. Потому что в детском мульте мальчеги должны быть мальчегами, а девачьки — девачьками. Эдакие приколы с нарушением половой идентификации могут отложиться и в своё время выстрелить двустволкой, а то и вовсе предпочтением плоду персика плода банана. За несмешной и опасный прикол — первое предупреждение создателям, столь мяккое наказание — только потому, что я уже вырос. Предупреждение предупреждал выросший Нгоо.
Сельская фантазия на тему "Скотного двора" Оруэлла. Впрочем, поскольку звериное общество не раздирают социальные и расовые свары, тут уместней сравнение с австралийской картиной "Бейб". А можно и вообще не сравнивать. Не может детский мультик быть злым. Но обязан быть поучительным. Главный герой, бычок Отис, ведет праздный образ жизни и никакие увещевания его приемного отца Бена не могут наставить его на путь истинный. Но вот в неравной схватке с койотами Бен погибает, и животные фермы избирают Отиса своим президентом. Отису предстоит набить кучу шишок прежде, чем он поймет, что такое ответственность.
С особенным смаком в этой тридэшной комедии живописуются нехитрые деревенские радости вроде как угнать автомобиль, нажраться и рассекать по ночным дорогам — до появления ментов, конечно. В этих сценах ощутимо не хватало песен "Сектора газа". Забавно, как в фильме обыгрывается момент реалити-шоу: теперь ни одна ментовская машина не обходится без телекамеры. Миллионы зрителей обязаны увидеть будни какого-то засранного гибддшника и настоящие "захватывающие погони".
Графика в фильме такова, что возникает ощущение, будто создатели мультфильма как-то не очень сильно заморачивались прорисовкой деталей. Мульт похож на компьютерную игру. И, кстати, этого вполне достаточно. На мой взгляд. Точно так же быстро перестало тревожить мой взгляд и бычье вымя, о которое уже столько сломано копий :) Я попросту привык. Ну, вымя и вымя. Пофиг. В общем и в целом — грамотный, нормальный, где надо трогательный, где надо забавный мультфильм. Я бы даже сказал, что простая, понятная и здоровая жизнь на лоне природы, показанная нам в этом мультфильме, умиротворяет и вдохновляет, чем-то напоминает деревенскую прозу Шукшина. Хочется отдеть резиновые сапоги и взять в руки лопату.
Честно говоря, писать рецензию, когда твой самолет опоздал на 12 часов, а через час тебя выселяют из гостиницы, потому что компания забыла оплатить бронь, совершенно не вдохновляет. Мои глаза похожи на квадраты, а, меж тем, требуется выполнить еще и некие бизнес-задачи. Поэтому вместо того, чтобы обедать в промежутке между рассказами о системах голосовой почты, я пишу этот отзыв о ферме человека-вегетарианца. Естественно, что ни на какое снисхождение "Рога и копыта" могут не рассчитывать.
Еще с незапамятных времен люди, чтобы прогнать какую-нибудь телегу, пользовались сказками и изображали в них животных, которые вели себя, как люди. Но еще никогда они не наделяли быков сиськами вместо херов. Не знаю, как у детей, но у меня, потрясающий выменем бык, ходящий на задних лапах, вызывает [какое-то модное слово]. Причем, если задуматься, "Рога и копыта" по посылу близки к "Ведьме". Там "веселый и обаятельный" журналист вынужден был стать священником-поневоле и изгнать сатану, а здесь из туповатого тусовщика намереваются создать хозяина стада. Юмор в "Рогах и копытах" откровенно плосковат, как и бычьи мордочки. Я столкнулась с подобным, когда случайно (опять же в командировке) посмотрела мультфильм "Цыпленок Цыпа". Собственно детских шуток там не было вообще, все ориентировались на киноцитаты, а остальное заполнялось бессмысленным балластом. Задумавшись, можно придти к выводу, что большинство голливудских картин именно об этом — как из болвана вылепливается каким-то чудом Герой. Но "Рога и копыта" лишены мотивации. Гибель отца бычка сопровождается сатанинскими плясками на ферме, а огорчение длится полдня. Откуда же взяться перерождению? Ведь главный герой — просто компост. Его воспоминания о родственнике столь же условны, сколь его мужская принадлежность.
Самое же интересное заключается в том диссонансе и ужасе, который просвечивает сквозь мракобесие кривлянья животных. К примеру, любовь и уважение к хозяину, если задуматься, столь же нелепы и страшны, сколь и поползновения бычары к рыжей телочке. Хозяин выращивает животных, чтобы забить их и продать или наделать бифштексов, а бык со своим выменем вряд ли способен поставить жирную точку в отношениях. Строго говоря, это мясное хозяйство очень напоминает мне рекламные потуги изобразить на банках с тушенкой веселых коровок, а на блинах с курицей — приглашающую отведать мясца фигуру петуха. Такие мультфильмы должны быть строго запрещены. Лучше бы дети смотрели "Келе".
Ну и напоследок. Когда я любовалась на эти вечеринки и ходящих на двух ногах животных, мне вспомнился рассказ Дафны дю Морье про женщину, которая после операции начала видеть людей с головами зверей. Так вот из сказки сама собой получилась отвратительная карикатура на общество, где ослы, бараны и овцы прожигают свою жизнь на дискотеках в то время, пока их кормят на убой. Тошнотворное зрелище.