ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Отель Руанда / Hotel Rwanda (2004)


Отель Руанда
Средняя оценка: оценка: 4
2004. США / Италия / Великобритания / ЮАР. 121 минута.
Жанр: драма.

Режиссер: Терри Джордж.
Сценарий: Кир Пирсон и Терри Джордж по автобиографии Пола Русесабаджины "Обычный человек".

В главных ролях: Дон Чидл.
В ролях: Жан Рено, Ник Нолт, Хоакин Феникс, Софи Оконедо, Девид О'Хара, Тони Кгорог, Фана Мокоэна.

Награды:
2004 — Лучший фильм — AFI Fest, Humanitas Prize, PGA Award, Political Film Society, USA, Satellite Award)

2005 — Лучшая женская роль второго плана — Софи Оконедо (Black Reel Award)

2005 — Лучшая музыка — Руперт Грегсон-Вильямс, Андреа Гуэрра (European Film Award, Satellite Award)

2005 — Лучший режиссёр — Терри Джордж (Irish Film and Television Award)

2005 — Лучший сценарий — Кир пирсон и Терри Джордж (Irish Film and Television Award)

2005 — Лучшая главная мужская роль — Дон Чидл (Satellite Award)

2005 — Приз зрительских симпатий — Терри Джордж (Toronto International Film Festival).

Интересные факты о фильме:

Терри Джордж с самого начала хотел Дона Чидла в главной роли. По ходу досъёмочного развития проекта, продюссеры хотели Дензела Вашингтона, Уэсли Снайпса, Мэки Файфер и даже Уилла Смита, потому что известное имя гарантировало кассовые сборы. Но, найдя возможность независимого финансирования, Терри Джордж остался верен своему выбору.

"Полковник Оливер", персонаж Ника Нолта, основан на Ромео Далейре, генерал-лейтенанте войск ООН, который пытался вмешаться в происходящее в Руанде, не смотря на прямые приказы начальства. Он был главным героем документального фильма "Пожимая руку дьяволу: путешествие Ромео Далейра", презентованном в 2004 году на фестивале в Санденсе.

Пол и Татьяна Русесабаджина приехали вместе с режиссёром в Руанду во время работы над фильмом. В аэропорту их встречала огромная толпа спасённых Полом людей, их друзей и родственников. Пол Русесабаджина встречался с Доном Чидлом, помогая ему работать над образом.

Сценарист Кир Пирсон писал первую версию сценария больше года. Во время работы над текстом он позвонил в Посольство Руанды в США. Женщина, которая сняла трубку в посольстве, оказалась тутси, которая выжила, спрятавшись в отеле Миль Колин.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Всем всегда плевать на Африку

Отель Руанда оценка: 4

Если бы я был мудаком, и мне надо было бы объяснить другому мудаку в трёх словах, что собой представляет фильм "Отель Руанда", то я сказал бы "Африканский Список Шиндлера". И тот, второй мудак сразу понял бы, что я имею в виду. Потому что хуле тут непонятного: относительно богатый и влиятельный чувак из "высшей расы" спасает представителей "низшей расы" во время геноцида. Ну, всё ясно, короче. Бу-бу-бу, бла-бла-бла.

Но я – мудак уж я или нет – объясняю сейчас, что собой представляет фильм "Отель Руанда" не мудакам, а вам, порядочным читателям, приличному обществу, и, разумеется, я не буду писать всякую хуйню. Я напишу вам правду. "Отель Руанда" — это история об аде, об ужасе, и о стихийном бедствии, перед которым все чувствуют себя настолько беспомощными, что опускаются руки. И если в тебе достаточно мужества, чтобы хоть как-то продолжать барахтаться, из последних сил напрягаться, изворачиваться, пытаться найти хоть малейшую лазейку – у тебя есть шанс. И, собственно, об этом фильм "Отель Руанда".

История резни в Руанде – одном из трёх фактов общепризнанного геноцида (наряду с геноцидом армян в Османской Империи и геноцидом евреев в Третьем Рейхе) – поражает воображение не масштабами и не жестокостью. Видали мы и больше, и злее. Видели мы и кровавее, и мясистее. История поражает прежде всего тем, что описанные в фильме события происходили в 1994 году. После всемирной разрядки. После окончания холодной войны. В эпоху интенсивной глобализации, интернета и системы коллективной безопасности. Чёрт, да это было чуть больше десяти лет назад! Представьте себе, что в нормальной развитой стране люди вдруг схватят в руки мачете, и начнуть рубить своих соседей только потому, что какой-то пиздобол по радио сказал им, что это хорошо, и если их порубить, в стране настанет благополучие, Эльдорадо и Шангри-Ла. Вы можете себе такое представить? Я – нет. Мои соседи по посёлку (особенно те, что живут в частном доме через дорогу, и по ночам включают дискотеку), конечно, уебланы, но я не могу себе представить, чтоб они вдруг начали бегать по улицам с топорами в руках и кричать "Украина Пауэр! Украина Пауэр!" в поисках, скажем, москалей.

И – что самое потрясающее – для жителей Руанды это тоже было фантастикой. Они, степенно попивая виски возле камина, рассуждали о том, что это всё ерунда, и экзальтированность "хуту пауэр" скоро закончится. Они убеждали в этом себя и друг друга, пока их не порубили в капусту. Человеческая глупость безмежна, а заведённая толпа способна на любые, самые чудовищные и неправдоподобные поступки. Но только, чтобы это понять, приходится пройти через ад, которого – как с лёгкостью будут говорить потом все, кто крепок задним умом – можно было избежать. И те, кто останется в живых, будут стоять посреди засеянного трупами города, и задумчиво почёсывать в затылке: "И ведь нормальная же страна была, ёпта! Двадцать первый век на носу! Как такое случилось?"

Многое из того, что реально происходило в Руанде, осталось за кадром картины. Скажем, история гибели десяти бельгийский миротворцев, о которых походя обмолвился персонаж Ника Нолта, на деле была весьма поэтична. Их обезоружили, а затем долго издевались, отрезая им гениталии, и запихивая отрезанное им в рот. Это, кстати, один из самых сильных фактов, которые приводят в качестве аргумента сторонники вооружения сил ООН, и предоставления им права стрелять в случае нападения. Или бойня в приюте для сирот, которую пыталась описать словами белая врачиха (не знаю, как зовут актрису).

Но и то, что попало в кадр, обычно довольно точно показывает реальность: даже случай в девушкой-тутси, которую бросил персонаж Хоакима Феникса. А что ему оставалось делать? Как сказал какой-то персонаж другого фильма: "Это же Африка! Всем всегда плевать на Африку!" В этом плане очень показателен звонок Русесабаджины президенту компании в Бельгию (ещё один реальный исторический факт).
"Сэр, они просят, чтобы я вывел всех сотрудников и постояльцев, и построил их перед гостиницей"
"А зачем им это нужно?"
"Я думаю, сэр, они хотят нас убить"
"Эээ... в каком смысле?"
А В КАКОМ, БЛЯТЬ, СМЫСЛЕ МОЖНО УБИТЬ?!? В этот момент мне хотелось взять персонажа Жана Рено за волосы и долго ебошить головой об стол. Дальше, правда, он реабилитировался в моих глазах. Но он – этот персонаж – здорово иллюстрировал отношение всего мира к тому, что происходит. Как, там убивают негров? Как, много негров убивают? В каком смысле?

В фильме не так много вещей, которые хочется отметить отдельно – слишком уж сильна сама тема, она забивает всю кинематографию. Но по крайней мере один момент надо упомянуть: это актёрская игра Дона Чидла. Если есть в фильме что-то, на чём он держится, как на сваях, то это тема картины и Дон Чидл. Не смотря на то, что внешне он слабо похож на Русесабаджину, играет он просто потрясающе: чисто, сдержанно и сильно. Сцена, где он не может завязать галстук – не смотря на чисто сценарную очевидность сюжетного хода – это экстаз.

Посмотрите этот фильм. Не потому, что он какой-нибудь там "маст си", или снял его какой-то великий режиссёр. А просто для того, чтоб вы знали, что происходило в Африке каких-то десять лет назад. Потому что стыдно этого не знать, не помнить, или не обращать на такие вещи внимания.

(06.10.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: