Кенокартина "Шайтан" — одно из самых странных зрелищ, какие мне доводилось зреть в моей не такой уж короткой кенозретельной жизни. Фильм, фактически заявленный как слэшер, умудряется одновременно — то есть буквально одними и теми же фишками — поражать в хорошем смысле, и поражать в плохом смысле. В хорошем — какими-то приятными неожиданностями, и в плохом — теми же самыми неожиданностями, но неприятными. Да. Нет. Да. А вот и бывает! Сами вы придурки. Спасибо, всего доброго.
Картина начинается абсолютно классически: бригада пьяных подростков выходит с дискотеки (точнее сказать — получает пизды и оказывается выброшена с дискотеки), собирается пойти домой, но в конце концов решает отправиться встречать рождество на пустующую загородную хазу к малознакомой девушке, погружается в машину, и едет к чёрту на рога. Компанию составляют: - Барт, единственный белый чувак на всю тусовку; - Ладж, женатый негрила (весь фильм базарит с женой по телефону), самый взрослый хлопец тусы, хозяин машины, на которой они все едут в ебеня, - Таи, обаятельный узкоглазый, - Ясмин, турецко-подданая, к которой клеится Ладж, когда не базарит с женой по телефону, и - Ева, хозяйка загородного дома в ебенях, в который они все и направляются — единственный "новый друг" в этой компании, с ней ребята познакомились сегодня.
Вся эта разноцветная гоп-компания полночи едет через степи и леса, чтобы утром обнаружить себя на сельской дороге посреди стада коз в километре от вожделенной хазы. Хаза и правда оказывается знатной — огроменная трёхэтажная домина с правильным слэшеровским антуражем запустения и упадка. Родителей Евы дома действительно нет, зато есть сторож — некто Джозеф (Венсан Кассель), эдакий Равшан и Джамшут в одном флаконе, и его беременная жена, которую он старательно прячет от посторонних глаз.
Вся дальнейшая картина по сути — это развитие двух сюжетных линий: мальчики пытаются выебать девочек, а сторож, судя по всему, пытается выебать Барта, во всяком случае объяснить его удивительное неравнодушие к этому отроку ничем иным не получается. У картины невероятно долгая интригующая часть, которая в самом деле интригует: какие-то невнятные игры, купания голышом, праздничный ужин, планы "кто как кого выебет". За всем этим чрезвычайно интересно наблюдать, предвкушая кровавое мясо. В конце концов фильм разродится каким-то подобием боевой сцены, потом — неожиданным сюжетным поворотом и долгим шизофреническим псевдо-флеш-беком, после чего... после чего фильм кончится.
Нельзя сказать, чтобы картина законилась неожиданно — в принципе, точки над "i" оказались расставлены, и сюжет пришёл к своему логическому концу. Но после долгого ожидания одна-единственная травма в кадре (даже не смерть!) — это не то, чего хочется увидеть в слэшере.
В фильме неплохая атмосфера, и в целом хорошая постановка. Чрезвычайно интересно следить за всеми этими "кто кого выебет", по крайней мере, мне, мужчине, которому все эти пубертатные расклады приятно щекочут ностальгические нервные окончания. Хотя, если говорить о достоинствах фильма, все они меркнут перед игрой Венсана Касселя. Это чувак-ураган, ходячий эрегированный танк, тянущий на себе откровенно сонную постановку сквозь всю сюжетную невнятицу к кровавой развязке. Он восхитителен настолько, что когда его ухмыляющаяся усатая рожа появляется на экране, ты забываешь обо всем на свете.
При этом, развязка, как я уже сказал, отнюдь не так кровава, как можно ожидать, центральная идея этой развязки (здорово смахивающая на "Джиперс-Криперс", там тоже был маньяк, неравнодушый к глазам мальчонки) кажется очевидной с середины картины, и вообще финальная сцена смотрится пресно. Душа жаждет продолжения банкета, крови, мяса, разлетающихся в разные стороны рук и ног, а не куцых шизофренических пений под аккомпанемент телевизора.
Вот когда ты делаешь неутешительный вывод — вся эта интригующая часть и была в действительности содержанием картины, оказавшейся вовсе не слэшером, а несмешной чёрной комедией с артхаусным уклоном.
Родная оценка фильма — два с половиной балла, но за Касселя я накину ещё полбалла, пусть будет тройка.
P.S. И загадка века, блять — где там была Моника Белуччи? Как я умудрился её проглядеть? Век живи, век учись — дураком помрёшь.