Режиссер:
Вадим Шмелёв. Сценарий: Вадим Шмелев, Денис Карышев, Оператор: Олег Кириченко, Композиторы: Илья Лагутенко, Дмитрий Даньков.
В главных ролях: Анфиса Чехова, Евгения Хиривская, Игорь Арташонов. В ролях: Дмитрий Кубасов, Екатерина Копанова, Артем Мазунов, Стас Шмелев, Иван Николаев, Александр Макогон, Екатерина Носи.
Интересные факты о фильме:
Первый российский фильм в жанре "молодежного слэшера".Версия для печати
Несмотря на то, что "С.С.Д." снимал автор пиздострадального "Кода апокалипсиса", фильм оказался не так уж плох. Вернее, он оказался настолько плох, насколько обычно бывают плохи все слэшеры или, иначе говоря, "триллеры", в которых нету саспенса, зато много подростковой крови (кстати говоря, в "С.С.Д." отнюдь не много так называемого graphic violence, — что идет фильму в плюс).
Учащиеся и потенциальные учащиеся первых курсов вузов, я специально обращаю на это внимание, отбираются для участия в реалити-шоу. Им надо будет провести неделю в каком-то стремном, заброшенном пионерлагере. Когда они туда приезжают, за ними закрывают ворота, и кто-то начинает всех МОЧИТЬ, — в том числе, и в сортире. Каждый умирает смертью, обозначенной в какой-нибудь из старых пионерских страшилок, вроде как про гроб на колесиках. Пропущенный через модулятор голос сперва заставляет выбирать жертву посредством голосования, потом вдруг сам назначает жертву… в общем, полная неопределенность. Но гибнет молодежь исправно.
На самом деле, самое лучшее в фильме — это пролог. Там действительно дети, пионерлагерь образца 198(4)? — не помню уж какого года. Если 1984 — то тогда прикольно, тогда перекликается с черной комедией Алексея Балабанова "Груз 200". И, опять же, таинственный режиссер называет себя "типа Большим Братом" (кто не знает, это из романа Оруэлла "1984").
После пролога фильм обещал стать чем-то вроде "Королевской битвы". Но не стал. С одной стороны, это очень хорошо, с другой стороны, уж лучше бы "Королевская битва". По-моему скромному мнению, не нужно было отправлять в лагерь 18-20 летних дылд, тем более, если одна из них беременна. Это отсекает весь смак. Если бы крошили в мясо детей, было бы гораздо круче и задорнее. Черт возьми, даже советский "пионерлагерный" фильм 1989 года "До первой крови" — где вообще не было никакой крови — гораздо сильнее забирает и держит в напряжении. Но дело не только в том, что убивают по сути взрослых, уже "нюхнувших пороха", псевдодетей. Дело в том, что эти "сказки, рассказанные на ночь" вызывают как у героев, так и у меня недоумение. Вызывают недоумение в принципе. Это просто не пришей к пизде рукав. Главный герой, мистический исполнитель детских страшилок, кажется, просто ошибся адресом. Ну как если бы старшекласснику, которому по программе надо читать "Преступление и наказание", всучивали бы в школьной библиотеке журнал "Мурзилка". Причем всучивали с упорством, достойным лучшего применения.
Припоминаю, что читал в подростковом возрасте повесть Эдуарда Успенского "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы". Она была опубликована то ли в детском журнале "Костер", то ли в детском журнале "Пионер". Повесть была юмористическая, написанная в здравом уме, направленная прямиком в свою аудиторию. Особо восприимчивые дети, помню, не только смеялись, но даже пугались. Фильм же "С.С.Д." — тычок пальцем в небо. Потому и в прокате провалился. Хотя в фильме тоже, кстати, присутствует юмор. Но сомнительный. То ли его надо побольше, то ли поменьше, однако, в любом случае, баланс как-то не соблюден. Шмелеву пока еще далеко до Уэса Крейвена, сумевшего создать слешерный шедевр — фильм "Крик", который сам по себе был очень остроумен, но сумел повлечь за собой и пародии. Постигнет ли такая участь "С.С.Д."? Очень сомневаюсь.
Зато меня приятно удивил один персонаж. Рыжий такой, сомнительный пацан с очками на носу. Вот, кстати, говоря о классической детской литературе… Он мне моментально напомнил Хрюшу из "Повелителя мух". Типа такой правильный, моралист! И что же выдумаете: этот моралист в итоге оказался психопатом, полным говном, отстоем… но его действительно звали то ли Хрюша, то ли Свинья, то ли как-то еще в этом духе. За такое хитроманство, даже если оно случайное, фильму еще один плюс! :)
Но очевидно одно: фильм очень быстро канет в лету.
Кевин Смит на неделе жаловался, никто не дает ему деньги на фильм ужасов. “Я написал совершенно невьебенный сценарий для слэшера, мегазлой, мегациничный, мегабезжалостный, все герои — подонки и мерзавцы, атмосфера полной безнадеги и беспробудной ненависти, сочувствовать совершенно некому… но никто не дает мне денег на реализацию этого сценария. Почему?”
Отвечаем: потому что слишком умный, а слэшеры, как известно, должны снимать дебилы. Они ближе к почве, пардон за мат — хтоничнее. Одним словом, проще, чище, добрее.
Не подумайте, что я называю Вадима Шмелева дебилом. Ничего подобного. Человек первый раз за много лет нашел для себя стезю, где у него все получается хорошо, и мы за него очень рады. Ну или не “хорошо”, но хотя бы “нормально”. Не будем перехваливать ССД, он этого все же не стоят.
ССД — нормальный современный евро-слэшер. Если такой снимают где-нибудь в Швеции или Австрии, то он почти обязательно собирает десятку в евро. Зато в России ССД ничего путного не собрал, мы снова впереди всей планеты, и это приятно.
На неделе некоторые возмущались, что российские фильмы не могут без “ебучего социального дискурса про бандитов и мажоров”. Радуйтесь, в фильме под провокационным названием “Смерть Советским Детям ” дискурса нет вообще. Даже чуточку обидно.
И еще. Вы обращали внимание на пугающее сходство между Шмелевым и Уве Боллом. Я их последнее время регулярно путаю. Умные люди мне сейчас подсказывают, что на этих двух фотографиях Уве — это тот мужик, который справа. Вроде бы так и есть. Сразу вспоминается гениальный рекламный слоган из ССД — “Ты его видел?”
Умел бы Зилич рулить в “фотошопе” — сделал бы сейчас с ними постер под “Сводных братьев”. Но он не умеет, ибо сам дебил.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "С.С.Д." или Практическая Демонология
Без обиняков и долгих подъездов скажу — мне фильм понравился. Это тот самый случай (а их каждый из нас может перечесть по пальцам одной руки), когда возникает желание поддержать отечественного производителя. Не могу себе внятно объяснить, чем же "ССД" так хорош. Может, тем, что он чудом удержался на лезвии, не обвалившись ни в трэш, ни в манную кашу, и оказался одновременно и забавным — без кривляний а ля comedy club, и пугающим — без плеска мозгов в камеру. То есть без излишеств, к которым так склонен всякий славянин. Возможно, увидав пионерлагерь восьмидесятых со стандартными отбоями, страшилками и трахающимися в лесу вожатыми, я ощутила щекотку от движения глубинных пластов памяти. А, может, неизгладимое впечатление произвела на меня речь пампушки Анфисы Чеховой — о том, что нормальных людей в реалити-шоу не берут. В любом случае, логика "ССД", его мифология выглядит довольно занятно.
В фильме три временные линии, которые несложно между собой увязать. Первая линия, основополагающая, всё объясняющая, альфа наша и омега — 1984 год, пионерский лагерь в глуши, пятиклассники. В то время, как замирая под одеялами от страха, весь отряд слушает страшилку про водителя с лошадиной головой в исполнении артистичного вожатого, один из ребят пробирается по лесу, желая на свой страх и риск поближе подобраться к страшной местной тайне — настоящей Лошадиной Голове, отрезающей настоящим людям головы. Кто ищет, тот всегда найдет, и очень скоро они встретятся.
Вторая линия — время тела фильма. 2008 год, кастинг для нового реалити-шоу на выбывание с денежным вознаграждением победителю. Отобрано по пять парней и девушек, все — либо с нестандартной внешностью, либо с тайными мотивами. Их привозят на территорию Того Самого Пионерлагеря, которая для чистоты эксперимента обнесена здоровенным электрическим забором и охраняется собаками. На базе повсюду камеры и громкоговорители, и ведущая шоу потихоньку собирается для выхода к участникам, вяло переругиваясь с Большим Братом — супервизором, заведующим правилами шоу и всей техникой. Дети озадачены, их немного тревожит запустение в лагере и то, что у них забрали мобильные телефоны. Сразу определяются главные претенденты на выживание — хакер, попавший на бабки, и его беременная подружка. Свое знакомство они скывают, оно является тайным козырем, который позволит им в сотрудничестве выиграть миллион. Ведущая выходит во двор, сообщает детям нехитрые правила шоу, и предлагает провести тренировочное голосование — как бы в шутку выбрать того, кто покинет лагерь (эти условия — выбора крайнего без объективных причин — будут повторяться впоследствии). Немножко поругавшись, дети принимают самое легкое решение — выбирают мальчика, добродушно сообщившего, что он попал сюда просто ради интереса и, в общем, сам собирается свалить отсюда как можно раньше. Ведущая Алиса показывает мальчику, в какую сторону ему следует уходить, как оставшимся следует с ним прощаться, и мальчик идет, идет по дороге в лучах закатного солнца, пробивающегося сквозь ветви деревьев, обрачивается, улыбается, машет рукой — и шшшх-пдм! — из лесу вылетает стрела и насквозь пробивает ему башку. Вот так весело, стремительно и без затей всем присутствующим становится понятно, во что они вляпались.
Третья линия — расследование исчезновения группы из десяти человек и одной ведущей, происходящее ровно через неделю после начала основных событий. Кто дал команду отвезти группу в лагерь раньше времени? Кто законопатил снаружи ворота? Куда делся водитель автобуса, почему в лагере нет никаких следов пребывания группы? Следствие ведет простуженный въедливый пожилой мужчина, беспомощность нестабильной телевизионной братии это следствие осложняет. Но не настолько, чтобы не позволить ему докопаться до нитки, тянущейся из далекого 1984-го года.
Я очень люблю слово "архетип" и поэтому стреляю им направо и налево. Я очень люблю клеймить "архетипическим" всё, значение чего можно воспринять лишь интуитивно, и корень чего уходит в неизведанные глубины прошлого. Мне показалось, что ночные детские страшилки, о сути которых особо не задумываешься, претерпели мало изменений за всю — наверняка многовековую — свою историю, протащив до наших дней свои примитивные смыслы, замаскировав их свойственными каждому времени понятиями. На меня большое впечатление произвела история о свинье с двумя сердцами — живым и мертвым. Мне понравилось, что образ потрошителя — Лошадиная Голова — грамотно извлечен из древнего мифа, где ночная кобыла (nightmare) являлась предвестницей смерти. Мне показался недурным финал — с его вроде бы однозначностью, но совершенной недоговоренностью. И честно говоря, пока я записывала все это и мысленно просматривала "ССД" снова, мне становилось все больше не по себе. Такая вот, пионэры, волшебная сила искусства.
Для справок (если кто-то вдруг поленился посмотреть в поисковике) — аббревиатура ССД расшифровывается пятью русскими способами: Страшилки Советского Детства, Станок для Старения Древесины, Самый Страшный День, СоюзСтройДеталь и Смерть Советским Детям. Выбирайте.