Режиссер:
Майкл Эптед. Сценарий: Анна Хэмилтон Фелан (на основе работ Дайаны Фосси и статьи Гарольда Т.П.Хейса), Оператор: Джон Сил, Композитор: Морис Жарр, Монтаж: Стюарт Бэйрд.
В главных ролях: Сигурни Уивер, Брайан Браун. В ролях: Джули Харрис, Джон Омира Милуви, Йейн Кутберсон.
Награды: "Золотой глобус" — лучшая актриса в жанре "драма" (С.Уивер), лучшая музыка. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звука. Genesis Awards.
"Гориллы в тумане" основан на реальной истории. Истории женщины-натуралиста Дайаны Фосси, которая посвятила свою жизнь исследованию редкого вида горилл, проживающих в джунглях центральной Африки.
Это кажется невероятным: осесть где-то на холме, вдали от цивилизации, и за 20 лет слиться душой с природой. Впрочем, рефлексы, которые принадлежат ученому, остались: ведение дневников, тёрки с руководством и т.д. Но не более того. "Пройдя земную жизнь до половины", т.е. где-то в 30 лет, Фосси полностью изменилась. Она презрела людей.
Фильм у Майкла Эптеда получился увлекательным, хотя этому режиссеру свойственно, в основном, редкое занудство. В фильме потрясающая операторская работа, прекрасная игра Сигурни Уивер (она заслуженно была номинирована на "Оскар", причем дважды за один год. Другая номинация — за фильм "Деловая женщина").
В фильме поднимается интересная тема как бы "отцов и детей" природы. Дайана впервые сталкивается с племенем нищих туземцев, по сути, дикарей. Встреча происходит на их первобытном кладбище, ритуально усыпанном предметами. С опаской глядя на этих детей природы, Дайана чувствует соприкосновение с тайной, с чем-то очень древним и потому хрупким. Опаска обоснованна. Эти люди кажутся ей чем-то вроде горилл, с которыми она долго и трудно устанавливала контакт.
Но вскоре иллюзия рассеется. Да, местные негры будут почти такими же агрессивными, как разъяренные в случае опасности гориллы, но в то же время они окажутся такими же безжалостными, как среднеевропейский человек. Туземцы убивают горилл ради наживы, или, как объясняет их поведение местный образованный чиновник, ради того, чтобы выжить. Потому что "в кабинете у каждого стоматолога с западноамериканского побережья стоит пепельница, сделанная из лапы гориллы".
Тонкий нюанс. Фильм, посвященный человеку науки, подтверждает теорию эволюционного развития. Промежуточное звено между гориллой, которая "как человек", и дикарем из неолита, "который почти как человек", найдено. А Дайана Фосси — неудачливый проводник из мира животных в мир людей, потому что кто-то из джунглей убил ее в ее постели…