Режиссер:
Дэвид Лин. Сценарий: Майкл Уилсон, Карл Формен (по роману Пьера Буля), Оператор: Джек Хилдъярд, Композиторы: Малкольм Арнольд, Кеннет Элфорд, Продюсер: Сэм Шпигель.
В главных ролях: Уильям Холден, Сессю Хаякава, Джек Хоукинс, Алек Гиннесс. В ролях: Джеймс Дональд, Джеффри Хорн, Андре Морелл, Питер Уильямс.
Награды: 7 "Оскаров" — фильм, режиссер, оператор, композитор, монтаж, лучший актер (А.Гиннес), лучшая адаптированный сценарий. 3 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре "драма", лучший лучший режиссер, лучший актер (Гиннес). 4 "BAFTA" — лучший фильм, лучший британский фильм, актер (Гиннес), сценарий. British Society of Cinematographers — оператор. David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. Directors Guild of America, USA — лучший иностранный фильм. David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. Golden Screen, Germany National Board of Review, USA — фильм, режиссер, лучший актер (А.Гиннес), лучший актер второго плана(С.Хаякава). National Film Preservation Board, USA — 1997. New York Film Critics Circle Awards — фильм, режиссер, лучший актер (А.Гиннес). Sant Jordi Awards — лучший актер (А.Гиннес)..
Интересные факты о фильме:
Снимать фильм предлагали Говарду Хоуксу, но тот отказался после провала своей предыдущей картины "Земля фараонов". Ему показалось, что критики полюбят "Мост через реку Квай", а зрители — нет (на самом деле, при бюджете в 3 миллиона долларов "Мост" собрал порядка 27 миллионов).
Сценаристы Майкл Уилсон и Карл Формен попали в "черный список" по подозрению в связи с коммунистами. Их имена были вычеркнуты из титров, а премию "Оскар" за лучшую сценарную адаптацию получил Пьер Буль, по роману которого снят фильм. В 1984 году награда вернулась к героям, но Уилсон получил ее посмертно.
В фильме мост был построен за месяца, а на самом деле Британская компания строила для фильма мост на Цейлоне целых 8 месяцев, и это при участии 500 работников и 35 слонов. Мост получился 425 футов длиной и 50 футов высотой. Его стоимость составила 85 000 фунтов стерлингов (по меркам 2002 года — 1,2 миллиона фунтов), а был разрушен он за считанные секунды.
Останки поезда, которые зритель может видеть в конце фильма, были приобретены у индийского махараджи.
Сюжет основан на подлинной истории подполковника Филиппа Туси. Воспоминания о нем были собраны в книге Питера Дэвиса "Человек позади моста" 1991 года издания.
Ассистент режиссера погиб в автомобильной катастрофе по пути на съемки.Версия для печати
Военная драма Дэвида Лина, давно уже ставшая классической лентой, снята по роману француза Пьера Буля. Того самого Буля, который написал "Планету обезьян", экранизированную Ф.Шеффнером в 1968 году и Т.Бартоном в 2001. Кстати, букве романа больше соответствовала экранизация Бартона, хоть фильм и нельзя назвать стопроцентной удачей. Короче, роман был очень ироничный. А вот "Моста", основанного на реальных событиях, я не читал, но в фильме Лина отчетливо звучат иронические и сатирические нотки: "идеалисты" по обе стороны фронта и абсурдны, и печальны. Дэвид Лин — хороший режиссер. Рассказывая историю противостояния английского и японского полковников, он нагнетает пафос до таких высот, с каких обычно очень грустно и больно падать. В японский лагерь, размещенный в Бирме, пригоняют батальон английских солдат, сдавшихся по приказу командования где-то в Сингапуре.
Начальник лагеря, полковник Сайто, торопится: ему нужно закончить к маю железнодорожный мост. Он приказывает английским офицерам работать наравне с солдатами. Командир батальона, полковник Николсон, отказывается и запрещает работать с рядовыми своим офицерам. Они — руководители, а не исполнители. "И если здесь нет цивилизации, — восклицает он на офицерском собрании, — то мы принесем ее сюда". Николсон не устает размахивать перед носом Сайто выпиской из Женевской конвенции, но у того одна задача — построить мост. Они вступают в жесткую конфронтацию. Николсон сидит в карцере, страдая от жажды и пыли, пока его солдаты нехотя подчиняются японскому руководству и успешно саботируют производство. Когда, наконец, в "день исторической победы японцев над русской армией" Сайто сдается и отправляет Николсона командовать своим батальоном, тот, засучив рукава, принимается за дело. Дисциплина расшатана, а объект, по мнению Николсона, надо построить на зависть всем! И плевать, что объект — военный…
В фильме есть еще один интересный персонаж, напоминающий Йоссаряна из "Уловки-22" Джозефа Хеллера. Это американский военнопленный, выдающий себя за офицера с целью смягчить свою участь. Он вынашивает план побега и успешно бежит из лагеря, претерпевая по пути различные злоключения. Но когда прибывает к своим, то его вынуждают вернуться обратно — взрывать мост, этот важный стратегический мост, построенный полковником Николсоном. Иначе никакого дембеля…
Одним словом, лучший солдат — это западный солдат. И поэтому, в конечном итоге, западный солдат всегда воюет с западным солдатом.