Мор:
Рецензия на фильм "Иди, иди, вечная девственница"
Вакамацу начинал с pinku-фильмов (софт-порно), а закончил жестоким эксплотейшном, замешанном на политике. Терроризм, убийства, секс, пытки и музыка — все, что будоражит эмоции, он без стеснения добавлял в свои работы, а после фильма о японской Красной Армии его и вовсе объявили вне закона. Больше всего Вакамацу сравнивают с Рассом Мейером, но японец сильнее шокирует. "Иди, иди, вечная девственница" — это тоже эксплотейшн, однако каким-то удивительным образом фильм превратился в поколенческий, застолбил себе небольшой уголок вечности и выглядит как настоящее искусство. Виной всему — ненормальная доза равнодушия, разлившаяся по черно-белой пленке, и появляющаяся потом тоска по мечте. Бывает последняя стадия отчаяния, когда человеку становится уже совершенно наплевать на происходящее. Вместо того, чтобы пугаться, он просто наблюдает. "Иди, иди, вечная девственница" именно об этом, только равнодушие вызывает сама жизнь. Практически все действие происходит на крыше дома, но, несмотря на близость неба, фильм очень клаустрофобический. Эти контрасты, совмещение противоположностей запоминаются.
Четыре молодых мужчины насилуют девушку на крыше, несмотря на ее вялые протесты. Недалеко стоит паренек в очках и безучастно наблюдает за происходящим, не пытаясь ни помочь, ни помешать. На его лице совсем ничего не отражается. Когда все заканчивается, девушка так и остается лежать на бетоне до самого утра. Покончить жизнь самоубийством ей кажется жалким, поэтому она просит, чтобы ее убили, но вместо этого ее вяло насилуют еще раз, а она читает вслух стихи "иди, иди, вечная девственница". Между парнем в очках и девушкой возникает некая связь, и они ведут на крыше свою странную, отрезанную от всех жизнь, похожую на платоническую любовь или сообщничество, пока это не закончится кровавой баней и двойным самоубийством. Здесь Вакамацу явно издевается над привычной концовкой старых японских любовных историй.
Наверное, прочитав предыдущий абзац, вы подумали, что фильм представляет собой чудовищное, жестокое зрелище, от которого следует держаться подальше. Это не так. Самое странное, что я посмотрела этот фильм в школьном возрасте — каким-то образом он попал на тв — и теперь восстанавливала события. Ключом к разгадке является равнодушие. "Меня изнасиловали, а мне даже не грустно", — говорит Поппо. Никто ничего не делает по-настоящему — никто не помогает, никто не возмущается, даже молодым парням-насильникам, которые прожигают время на крыше, кажется, неинтересно насилие, оно воспринимается эдаким обязательным атрибутом времяпрепровождения. Саундтрэк (джаз) придает происходящему сюрреалистический оттенок, но самый главный сюрприз — это момент, когда очкарик вдруг начинает петь Mama boku dakakeru. Потрясающий момент, если честно. Снято все так, что некоторые современные мастера могли бы позавидовать. Послевкусие шестидесятых, разочарование в несвободе "свободы".
Это не все, чему можно удивляться. В итоге мальчик-убийца, на которого мочились и который весело перерезал целую толпу, и многократно изнасилованная девушка действительно в определенной плоскости воспринимаются как девственники. Тут же совершенно блестящая сцена есть, когда парень скатывается с Поппо, отказываясь от ее тела, смотрит в небо и говорит: "Я бы лучше комиксы почитал". И если я скажу, что это очень умиротворяющее, грустное и задумчивое кино с прекрасной музыкой, то ни капли не совру.
Ну а как бонус прилагаю клип, который сделали какие-то умельцы, смонтировав части "Иди, иди..." и положив их на разбитную музычку. В результате получилась черная комедия. Рекомендую его посмотреть только тем, кто видел оригинал, потому что он совершенно не отражает посыла фильма и испортит впечатление.