Режиссер:
Эухенио (Джин) Мартин. Сценарий Арно д'Уссо, Хулиан Зимет, оператор Алехандро Уллоа, композитор Джон Какавас, монтаж Роберт Дирберг, художник Рамиро Гомес, продюсеры Бернард Гордон, Грегорио Сакристан.
В главных ролях: Кристофер Ли, Хулио Пенья, Альберто де Мендоза, Питер Кашинг. В ролях: Сильвия Тортоза, Анхель дель Посо, Элис Рейнхарт, Хосе Хаспе, Жорж Риго, Телли Саваляс и др.
Когда начинаешь говорить о плохих фильмах, нельзя уйти от сравнения с "Планом 9 из открытого космоса". Сравнения будут почти всегда в пользу "Плана 9", потому что об этом фильме можно говорить только в превосходных степенях; остальные плохие фильмы недотягивают до "Плана 9", парадоксальным образом в чем-то превосходя его. Ну, типа, как второе место на конкурсе неудачников.
Этот фильм, не уступая "Плану 9" значительно в области сюжета, превосходит его в технических характеристиках, он сделан правдоподобно, но с ошибками. Там, в военной форме, в вооружении казаков и т.д. Я-то эти ошибки не заметил, но специалисты на imdb сразу все обнаружили. Надписи на русском, кстати, без ошибок.
Много смешных ошибок и чиста, эээ, научных, физических и физиологических. Идея фильма вот в чем, кстати: британский ученый находит в Китае некую окаменелость и везет ее в Британию по Транссибу, а эта окаменелость оказывается не кем (чем) иным, как АЦКОЙ СОТОНОЙ, которая ВЫСАСЫВАЕТ у людей МОСК. Делает она это через глаза. Глаза у нее светятся красненьким, как у ТЕРМИНАТОРА. Стоит Ацкой Сотоне направить свой красный луч в глаза ничего не подозревающего человека, как он умирает в страшных мучениях. Перед этим Ацкая Сотона высасывает из Моска всю информацию, глаза жертвы тускнеют, в них исчезают зрачки, а Моск становится гладким, без извилин (цитата), "гладкая поверхность, как у младенца". Оказывается, младенец рождается без извилин, они появляются у него в процессе жизни. В принципе, я согласен: всем известно, что извилины появляются от фуражки там, или от портупеи. Ну whateva.
ИНФОРМАЦИЯ у Ацкой Сотоны хранится не в Моске, а в ГЛАЗНОЙ ЖИДКОСТИ, и это дает неограниченные возможности исследователю. Рассматривая эту Глазную Жидкость в походных условиях, а именно в Поезде, ученые видят там ДИНОЗАВРОВ, Первобытных Людей (судя по месту находки Окаменелости — СИНАНТРОПОВ), и, наконец, ЗЕМЛЮ ДО НАЧАЛА ВРЕМЕН. То есть в МОМЕНТ ТВОРЕНИЯ. Так они и поняли, что нашли Ацкого Сотону.
Ацкая Сотона и сама подтверждает свое происхождение: Я форма энергии, обитающая в этой оболочке, говорит она.
Кроме того, она умеет оживлять убитых, убитые поднимаются и превращаются в МЕДЛЕННЫХ ЗОМБИ. Например, он превратил в Медленных Зомби целый отряд СИБИРСКИХ КАЗАКОВ. Учитывая место действия фильмы, их уместно и остроумно было бы назвать ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗАЯ. К тому моменту я уже сбился с боди-счета, конкретно я даже записал, когда сбился: примерно на 75-й минуте. К тому времени крестиков, удачно репрезентирующих могильные, было уж девять. ДЕВЯТЬ ДУШ НА АЛТАРЬ СОТОНЫ!!! Кстати, она не такая уж и злобная, Сотона. В одном эпизоде он ПОЖАЛЕЛ ДЕТИШЕК!
В поезде едет и священник, похожий на Ra-ra-raspoutine’а, готовый служить Сотоне. Он говорит ему (ей? Я никак не могу разобраться с родом этого создания): "Вы убьете меня!" "Вы глупец!" — отвечает ему Сотона, — "В вашей голове нет ничего полезного!" По-моему, это довольно смешная шутка.
По-своему фильм смешной. Дурацкий неправдоподобный сюжет, дубовые диалоги. При этом довольно остроумно всё. Хорошие шутки там есть и еще, помимо процитированной (хотя их не очень много). Например, по поводу белых глаз трупа одна девушка предположила, что это все оттого, что жертва ела вареную рыбу, у которой такие же белые глаза. Есть и актуальная нотка: гражданка Польши говорит про свою собачку (простите за нечаянную рифму): "Но все равно она очень любит англичан. Как и все мы, поляки". Как тут не вспомнить братьев Качиньских и собачку Кони, которая, как известно, тоже полячка! Еще шутка, на научную тему: "Я слышала об эволюции. Это безнравственно!"
Кстати, мне тут пришло в голову (не буду себя ограничивать узкими рамками рецензии), что в прозаическом тексте я иногда почти бессознательно избегаю рифом. Что это? Боязнь, что текст с рифмами будет восприниматься несерьезнее? Боязнь того, что читатель отвлечется на рифму и не схватит Главного? К чему это сознательное разделение жанров? Не дает ответа каменный цветок.
Ну да ладно. К фильму, к фильму! Какие актеры! Мне очень понравились актеры Телли Саваляс, играющий капитана казаков по фамилии Казан и Альберто де Мендоза — тот самый глупый Распутин. Игры тут, конечно, нет никакой (да и не требуется), но персонажи колоритные. Впечатляющая внешность и все такое. Мне вообще нравится, когда актеры переигрывают, есть в них тогда что-то трогательное, от раннего кинематографа и провинциальных театров.
При всем при том этот бред довольно серьезен; по-моему, ни режиссер, ни актеры особого кайфа от него не ловили, а драйв в таких фильмах должен быть, это же их главное достоинство. На выходе имеем какое-то вялое безумие, которое, наверно, может высосать у зрителя моск, как терминатор-синантроп, но не очень энергично. Не как спагетти — специально обученный пылесос, одним словом.