Режиссер:
Артур Пенн, Джон Франкенхаймер. Сценарий: Франклин Коэн, Фрэнк Дэвис (по роману Роуз Вэлланд "Le front de l'art"), Операторы: Жан Турнье, Уолтер Воттитц, Композитор: Морис Жарр.
В главных ролях: Берт Ланкастер, Жанна Моро, Пол Скофилд. В ролях: Сюзанн Флон, Мишель Симон, Вольфган Прейсс , Альберт Реми, Ричард Мюнх, Жак Марин.
Интересные факты о фильме:
Джон Франкенхаймер: "Я хотел столько реализма, насколько это возможно. В фильме нет трюков. Если поезда сталкиваются, то это настоящие поезда". В связи с его задумкой ломались многочисленные кинокамеры, взрывались двигатели, но никто из создателей фильма, как ни странно, не пострадал...
Для съемок воздушного рейда было задействовано более 50 человек, которые 6 недель готовили бутафорию и пиротехнику, чтобы уничтожить всё меньше, чем за минуту.
"Лос-Анджелес таймс" назвали фильм "последним великим боевиком, снятым в черно-белом цвете". Версия для печати
Фильм про войну, но на самом деле, он про актерское величие. Творческое объединение "United Artists", образованное в поздние времена "золотой" голливудской эры Мэри Пикфорд, Чарли Чаплином и К, диктует свою творческую волю исполнителям, и среди этих исполнителей оказываются кукловоды — то есть, режиссеры, по идее призванные управлять актерами. Известный актер Берт Ланкастер, который даже не был продюсером фильма, выгнал со съемочной площадки Артура Пенна за то, что тот слишком долго не отправлял с перрона поезд.
Впрочем, в ту пору Артур Пенн был всего лишь одним из многих "подающих надежды" режиссеров. Он расточительно обошелся с мощным актерским ресурсом в лице Пола Ньюмена в своей дебютной картине "Стрелок-левша", но сделал более-менее приличную кассу на "Сотворившей чудо". Подлинные шедевры Пенна, "Бонни и Клайд" и "Маленький большой человек", последуют позднее (и в них не будет Берта Ланкастера). А потому с Пенном можно было не считаться.
Наверное, влиятельного Ланкастера тоже можно понять. Будучи характерным актером, Берт в то же время оставался американцем до мозга костей. И потому коммерческий провал обласканного кинокритиками "Леопарда" (1963, реж. Лукино Висконти) довольно сильно его напряг.
Джон Франкенхаймер показался Ланкастеру более подходящей в режиссерском кресле фигурой, нежели выдумывающий какие-то фокусы Пенн. Берт так и сказал: "Может, Джон и не великий изобретатель, зато он не будет дурить". Джон действительно дурить не стал, и впоследствии Ланкастер сыграл в двух других его фильмах на военно-политические темы ("Шелкопряд" и "Семь дней в мае").
Так о чем же "Поезд"? О героических французских железнодорожниках, которые пытаются воспрепятствовать вывозу в Германию шедевров своих соотечественников-живописцев. Или, если обобщать, они хотят спасти родную культуру от нахрапистых немцев, — причем антагонист главного героя, полковник фон Вальдхайм, считает, что свиньи-железнодорожники все равно никогда не смогут оценить уровень этих работ.
Действие "Поезда" происходит в 1944 году, когда силы III рейха оказались на исходе. Окуппанты понемногу начинают звереть. Перестают церемониться с человеческими жизнями. Впрочем, "европейские" зверства нацистов сильно уступают в сравнении с их зверствами в "варварской" России. Это обстоятельство бросается в глаза всегда, когда смотришь любой военный фильм, сделанный в западной капиталистической стране. Соответственно, снижается градус драматизма. В частности, хозяйка привокзальной гостиницы (ее играет Жанна Моро с усталыми глазами) позволяет себе покрикивать на немецких солдат и офицеров, — и ничего.
Уязвимость гитлеровской армии очевидна и в том, что работники французской ЖД с легкостью пускаются в авантюры, например, заменяя на вокзалах растяжки с названиями станций (и тоже ничего, их никто не контролирует).
Впрочем, многие французы поплатятся жизнями. Режиссер показывает позорную мстительность проигравшего нацистского руководства.
В этой военной драме немало зрелищных сцен, но серьезно не хватает динамики. "Поезд" — фильм своего времени, и вряд ли он займет достойное место среди шедевров мирового кино.