В 1990-м "109-й" без особого фурора въехал на советские экраны. И это был не первый фильм Дзюнья Сато, который увидали наши зрители. Была еще "Опасная погоня" 1975 года. Творческий почерк режиссера, мне кажется, должен быть близок советским номенклатурщикам из Главкинопроката, потому что стиль Сато — это классическое советское "остросюжетное" кино. Режиссер лишен тяги к формалистическим изыскам, его фильмы серьезны, житейски просты и в чем-то даже намеренно тривиальны.
Сценаристы голливудского хита 1994 — "Скорости" с Киану Ривзом — легко могли спиздить задумку у Сато. У того вот тоже: машинист выходит как обычно на работу, пассажиры набиваются в скоростной экспресс. Когда поезд отчаливает и набирает скорость, в службу безопасности поступает сигнал, что в поезде — бомба. Она взорвется, если скорость экспресса упадет до 80 км/ч. Персонал пытается утаить от пассажиров шило в мешке, но шила в мешке не утаишь, — начинается паника, почему, дескать, поезд проскакивает мимо станций, где у людей важнейшие сделки и прочие дела?! Одна барышня, как это водится в не слишком изобретательных фильмах, начинает рожать. Полиция старается вычислить террориста, требующего большую сумму. Администрация железной дороги спешно отменяет рейсы и разруливает ситуацию, чтобы на пути мчащегося "экспресса ужаса" не было препятствий в виде других поездов.
Но ведь железнодорожное полотно не бесконечно…
В фильме есть один любопытный поворот. Он не касается сюжета. Просто где-то в середине меняется тональность: ты вдруг начинаешь симпатизировать главному (и старшему) террористу, который продумал операцию до мелочей и неизменно оказывается впереди армии спецслужб.
Госорганы, обладая богатым человеческим ресурсом, суетятся, допускают ошибки, исступленно (по-японски) истерят. Террорист, обладая нордическим складом характера, более близок русскому зрителю. "Симпатия к дьяволу" обнажает юную хрупкость и несостоятельность социальных норм :)