Режиссер:
Александр Ажа. Сценарий: Александр Ажа и Грегори Лавуазье по оригинальному сценарию Уэса Крейвена.
В главных ролях: Аарон Стенфорд. В ролях: Кэтлин Квинлан, Ванесса Шоу, Эмили де Равин, Дэн Бёрд, Том Бауэр, Билли Драго, Роберт Джой, Тед Левайн, Дэзмонд Эскью, Майкл Бейли Смит, Иванна Турчетто.
Интересные факты о фильме:
Фотографии мутантов, которые показывают во время начальных титров, изображают детей, родившихся во Вьетнаме после применения Agent Orange, то есть показывают не ядерные, а токсикологические мутации.
Чтобы получить возрастной ценз "R", из фильма вырезали около двух минут.
Мутанты были созданы с помощью компьютерной графики, грима или полноразмерных кукол. Почти все самые яркие мутанты были комбинациями нескольких методов.
Фильм снимался в Марокко, и над ним работали люди в общей сложности 61 национальности. Кстати, для съёмок посреди пустыни в Марокко построили заправку. Она была настолько аутентична, что проезжающие мимо люди постоянно останавливались, чтобы заправиться. Меж тем температура на съёмочной площадке достигала 50 градусов по цельсию.
Главный гримёр картины Грегори Никотеро сыграл мутанта с шиной на шее.
Иванна Турчетто, играющая Большую Маму, согласилась побриться наголо за 1000 долларов.
Если сравнивать фильм Ажи (ударение на последний слог) с оригинальной постановкой Крейвена, то он, конечно, намного лучше. Причём лучше практически по всем параметрам. У фильма есть грамотный, продуманный стори-лайн (про полигон для ядерных испытаний, шахтёрских детей-уродов, заброшенный испытательный городок, и т.д.). Сюжет картины стал гораздо богаче (между сценой в трейлере, с которой начинается экшн и фразой “убей младенца”, которая знаменует собой переход к кульминации, в крейвеновском фильме не происходит почти ничего, у него начало “экшна” — это уже практически конец фильма; в то же время, у Ажи как раз в этом промежутке располагается самое что ни есть “мясо” картины, то, ради чего мы и пришли в кинозал). К тому же у Ажи есть внятая философия (начисто отсутствовавшая у Крейвена) — главный герой его фильма пацифист, который сначала отрицает любое насилие, но постепенно вынужден начинать барахтаться, потом драться “на кулачках”, затем перейти к бейсбольным битам, и в конце концов заканчивает пальбой из дробовика. Да и с режиссёрской точки зрения, чего греха таить, фильм Ажи интереснее. То есть он просто лучше поставлен. Главная фишка Ажи (которая полноценно проявилась ещё в его первой картине, “Кровавой жатве”) — это изображение кого-то слабого и обычного, кто, попав в страшные и чудовищные обстоятельства, пытается спрятаться, прошмыгнуть, остаться незамеченным нечеловеческим злом, с которым он столкнулся. На этом Ажа строит дикое напряжение в кадре, просто жилы тянет из зрителя — в то время, как Крейвен занят своими ниибическими сценарными находками, и смазывает весь саспенс начисто. То есть при сравнении оригинальной картины и римейка (с англ. “переделка”), почти все очки зарабатывает Ажа.
Но если смотреть фильм, просто как фильм, децтва читыми глазёнками, то в нём начинают проявляться очевидные недостатки.
Недостаток первый — дисбаланс действия. Ровно половина картины у Ажи уходит на сет-ап. Я понимаю, что у Крейвена с этим было ещё хужее, но у того есть объяснение, которое, к тому же, связано непосредственно с названием фильма (см. дальше). Да и не может это быть оправданием тому, что Ажа в двадцать первом веке снял слэшер, где полкартины не происходит почти что ничего. Вторая половина фильма по контрасту начинает выглядеть ещё более жестокой и кровавой, чем она является по сути, то есть ещё более эпатажной (см. дальше). Всё это играет явно не на руку фильму, и его восприятию зрителем.
Недостаток второй — очевидный эпатаж. Вы только вдумайтесь в словосочетание “мутанты-людоеды”. Мутанты-людоеды. Как звучит, а? Так и хочется добавить “...лесбиянки-ниндзя”. Интересно, взялся бы Ажа снимать фильма про мутантов-людоедов-лесбиянок-ниндзя, или постеснялся бы? Нет, безусловно, в фильме чёткий стори-лайн, и объяснение всем этим феерическим уродцам, нечеловеческой жестокости и жирному мсяо нам дают более или менее внятное. Но смысл здесь — я имею в виду кинематографический смысл — не в напряжении или рассказывании интересной истории. Это слэшер, переходящий в сплэттер, где главное — эпатировать, показать какую-нибудь вопиющую, блевотную гадость (вроде глаза, свешивающегося из глазницы на ниточке в “Хостеле”), и заставить зрителя на неё медитировать. Иногда это бывает интересно (и здесь тоже без находок не обошлось, см. дальше), но в основном вызывает только вопросы к режиссёрским способностям постановщика. Блевотину-то обычно начинают показывать тогда, когда больше показывать нечего.
Ну и третий недостаток (это уже в сравнении с оригиналом, см. выше) — это утрата связи происходящего с названием. Само по себе словосочетание “Зе хилс ховайсь”, конечно, звучит красиво, но в данном конкретном случае оно не несёт почти никакой смысловой нагрузки. С тем же успехом (да чё там прибедняться, с куда большим успехом!) фильм можно было бы назвать “Мутанты-людоеды-лесбиянки-ниндзя”, или как-нибудь так. Потому что в оригинальном, крейвеновском фильме почти две трети картины события разбавлялись изображением того, как кто-то наблюдает за героями в бинокли, и переговаривается по рации. То есть нам долго показывали, что в холмах кто-то есть (нам не показывали кто), и что у этого кого-то есть глаза. Словно это глаза самих холмов. Ажа эти бинокли и рации до середины фильма фактически убрал (ибо спойлер!), а после середины фильма там уже и холмов-то нет, так что не о чем и говорить. В итоге название картины осталось просто, как бренд, утратив свой первоначальный смысл.
Между тем, у Ажи в фильме много интересных находок. Значительно более внятным стал сценарий, взаимоотношения между персонажами, идея и логика повествования. Эпатажное мясо тоже местами интересно смотрится. Особенно хороши здесь гидроцефал с гнилыми зубами и ванна, в котором просыпается герой. И прекрасная находка — городок на полигоне. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Ажа первый, кому пришло в голову поместить действие в сюрреалистическое окружение ядерных манекенов. Это пиздато смотрится, да чё там говорить, охуенно просто смотрится. Я уверен, что сценаристы нового “Индианы Джонса” слизали сцену на полигоне у Ажи — вряд ли такая клёвая мысль могла прийти в голову разным сценаристам с интервалом в пару лет независимо друг от друга.
Если собрать всю рецензию в одно предложения, я б сказал, что всё, что Ажа налепил сам и от души — получилось очень даже ничего, а всё, где он пытался следовать за Крейвеном, или как-то исправлять что-то чужое — вышло лажовым. Мораль: хватит снимать римейки, даёшь авторские эксперименты!
ЗЫ: да, это я просчитался, или бабу, которая звезданула героя по лбу, и положила в ванну, так и не убили? Куда ж она делась? Сценарный косяк, или затравка на вторую часть?..