Режиссер:
Тен Шимояма. Сценарий — Кенья Хирата по роману Футаро Ямады, оператор — Масасай Шикамори, композитор — Таро Иваширо.
В главных ролях: Юки Накама, Джо Одагири. В ролях: Так Сакагучи, Томоко Куротани, Эрика Савадзири, Киппеи Шина, Такеши Масу, Мицуки Кога, Рендзи Исибаси и др.
Награды: Kinema Junpo Awards — лучший актер (Джо Одагири), лучшая актриса второго плана (Эрика Савадзири)(2006) кинофестиваль в Иокогаме — лучший актер (Джо Одагири), лучший новый талант (Эрика Савадзири) (2006).
Интересные факты о фильме:
- "Heaven" Аюми Хамасаки (http://www.youtube.com/watch?v=1uJKjPrOEwo), заглавная мелодия фильма, была хитом номер один в Японии. К счастью, музыкальное сопровождение "Шиноби" на этом не заканчивается.
Долгие столетия два ниндзя-клана Ига и Кога, враждующие между собой, поставляли специально обученных воинов для войн японских феодалов. Мастерство "шиноби" (ниндзя, обученных необычным способам боя) настолько велико, что включает в себя и нечеловеческие способности. Но когда Токугава Иэясу объединяет Японию, в двух опасных кланах отпадает нужда. Советники говорят, что держать у себя в тылу способных только убивать (и как!) ниндзя недальновидно, поэтому следует обнаружить способ избавиться от них. Сегун приглашает к себе глав кланов и устраивает пробный поединок лучших воинов, чтобы понять, с кем имеет дело. Впечатленный необъяснимой мощью шиноби, он решает стравить их элиту между собой в соревновании, — в живых должен остаться только один, и его принадлежность решит, кто будет следующим правителем, — младший или старший сын. И Ига, и Кога ничего удивительного в этом не находят, всегда готовые убивать, но дело в том, что девушка Оборо, следующая глава клана Ига, и Гэнноске, молодой мужчина из клана Кога, любят друг друга и не хотят обоюдного уничтожения. Судьба, однако, не один раз приготовит им сюрпризы.
"Шиноби" — это история Ромео и Джульетты, которые проходят через арки боев между разнообразными воинами, обладающими спецспособностями. Нельзя сказать, чтобы Шимояма создал что-то выдающееся, но развлекательный боевик с романтичными нотами у него получился. Красивые панорамы природы и размытая трагичность сочетаются с быстрыми, разнообразными схватками. Романы Футаро Ямады, классического японского фэнтези-писателя, претерпели новое рождение, хотя популярность книг в Японии затмевается популярностью манги. Сюжеты Ямады стали основой для сюжетов манги, затем перекочевали в кино и аниме. Рецепт Шимоямы прост — молодые актеры лиги Versus'а и несколько молодых красавиц, одна из которых — довольно известный идол. Участие последней, исполняющей роль девочки Хиторуби, оправдано плохо — ее способности не впечатляют.
Итак, с чем мы имеем дело? По пять лучших бойцов со стороны Ига и Кога, руководители отряда — влюбленные друг в друга люди, но если Оборо уже готова принять судьбу, то Гэнноске — это реформатор, страстно верящий, что шиноби способны и на другую жизнь. Его соратники такой идеализм не разделяют. Каждого из бойцов ждет представление; в некоторых кроме внешности нет почти ничего человеческого. К примеру, один из них регенерирует, залечивает любую рану и в результате практически бессмертен; Кагеро настолько ядовита, что никогда не целовала мужчину; человек без лица растворяется в воздухе и забирает личины; Яшамару со спущенными рукавами похож на страшного духа из потустороннего мира. Прекрасно смотрятся и старые главы кланов. Однако Шимояма распоряжается такой сборкой героев не лучшим образом — многие трюки смотрятся сильно, но часть способностей героев не проявляется. Сюжетная линия рыхлая, персонажи то ярко проявляют себя, то превращаются в фон. Тут хочется сделать врезку, посвященную Сакагучи. Так играет роль Яшамару, члена клана Ига, практически монстра. И посмотреть на это определенно стоит. Особенно хорош контраст между точностью воина Кога и расточительной потусторонностью воина Ига.
Демонстрационный бой воинов Кога и Ига (с пятой минуты):
В целом эта мелодрама, украшенная боевыми искусствами, не является новым словом в кинематографе, но вполне может занять место на полке с "Версусом" и "Героем" благодаря специфическим персонажам, эффектам и неожиданной (для меня) концовке. Режиссерская позиция понятна — в век мира остро отточенное оружие опасно, а гибель шиноби не трагична, а предопределена, потому что смысл их жизни — сеять смерть или погибать самим. Для того, чтобы жить иначе, необходимо принести жертву. Недавно наш автор Антон Ботев неудачно приобщился к жанру "вуксия" (уся). Не уверена, что японский фильм можно отнести к этому жанру, но все нужные составляющие налицо.