Фильм значительно превысил свой бюджет и сроки съёмок, поэтому страховая компания обнулила его страховой полис. Вовремя.
По словам Кассовица, студия значительно переделала фильм после его окончательного монтажа, сделав его слишком агрессивным. Слова Кассовица остались непонятны. Оригинала-то никто не видел. Версия для печати
Фильм "Вавилон наша эра" попросту поразил меня. Такой беспомощной (именно "беспомощной" — более удачного слова здесь не подобрать) картины мне давно не доводилось видеть. Это так плохо, что даже не раздражает, только вызывает ощущение какой-то... неловкости, что ли. Мои ощущения от этого фильма сложно передать словами. Ну вот, наверное, такая аналогия подойдёт: представьте себе, что вы идёте ласковым солнечным днём со своим другом по центральной улице города. Вокруг полно людей, хорошая погода, играет музыка, все веселятся, улыбаются друг другу. И тут ваш друг скидывает портки и накладывает прямо посреди тротуара огромную кучу. И вы стоите, и не знаете, как на это реагировать. С одной стороны — это гадость, как ни крути. С другой — это сделал ваш друг. Возможно, у него были какие-то свои мотивы, чтобы так поступить, ведь раньше же он вёл себя нормально, адекватно. И вы не знаете — то ли спросить его, то ли убирать за ним, то ли зажать себе нос и убежать восвояси...
"Вавилон" представляет собой убогий набор штампов пост-апокалиптических фильмов категории "Б" без единого светлого пятна, без единого пробела, с дешёвыми, помоечными декорациями и художественной постановкой, с идиотскими, не трогающими ни секунды драматическими сценами, дырявым во все стороны сценарием, двумя (всего двумя!) боевыми сценами, обе из которых поставлены плохо, и с тупорылым обрубком вместо концовки. Это настолько плохо, что критиковать здесь просто нечего. Если бы меня спросили, что бы я предпринял, чтобы улучшить этот фильм, я бы мог посоветовать только одно: выбросить ВСЕ на помойку, и начать сначала. То есть, не с того начала, когда "мотор! начали!", а с того, когда бригада сценаристов сидит на кухне и думает "ребята, а в каком жанре мы сделаем нашу следующую картину?"
Я имею в виду, что совершенно непонятны даже базовые вещи: зачем, например, начали снимать эту картину? Зачем? Опять пост-апокалипс? Без единого, повторюсь, оригинального хода или какой-то интересной идеи? Что хотел этим сказать Кассовиц? Самоубийство, что ли, затеял киношное? При просмотре наворачивается множество аналогий с более ранними фильмами — и все они не в пользу "Вавилона". Больше всего картина напоминает "Киборга" с Ван Даммом (напомню вам, что все аналогии не в пользу "Вавилона", то есть, поясню ещё раз — "Киборг" с Ван Даммом лучше и интереснее, чем "Вавилон". Я ещё раз повторю: "Киборг" с Ван Даммом лучше и интереснее, чем "Вавилон". Надеюсь, вы наконец-то поверили своим глазам), и "Дитя Человеческое" с Клайвом Оуэном. С последним фильмом аналогии особенно сильны, потому что сверх-идея (да и сюжетная канва) у фильмов одна и та же, и вышли они с интервалом всего в два года, считай в один сезон. Ясно, что сравнивать здесь практически нечего: "Дитя...", с его продуманной концепцией, чётким посылом, красивой постановкой, шикарными сценами настолько выше "Вавилона", что нет таких единиц измерения, чтоб поставить их на одну шкалу.
В общем, мне кажется, что я и так уделил этой картине слишком много внимания. Описывать то немногое, что в ней можно описать (ужасного носатого Депардье, идиотский, не к месту паркур, сюжетно-аляповатого, неработающего персонажа Рэмплинг, невнятный взрыв, в котором никто не взорвался, и т.д.) я не буду, пусть это делают мои коллеги по "Экранке". А вы, лучше, сходите в кино на что-нибудь другое.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Вавилон н. э.", или Сумятица в спальном районе
"Вавилон н.э." начал производить на меня впечатление с первых же минут. Несмотря на заявление о том, что нам показывают Новую Сербию, я немедленно ощутила Причастность, ведь судя по предьявленному антуражу, наёмник Туроп проживает в хрущевке на улице Софьи Ковалевской! На аллее за домом к 2013 году уютно расположились оружейный рыночек и лотки с дичью (Сосновский и Пискаревский лесопарки ею будут кишеть к тому времени, конечно). Несмотря на исполосованную шрамами, небритую грубую рожу и привычку спать с пистолетом, мрачный Туроп зрителю и своим соседям симпатичен, так как не обижает детей, молится перед едой и всегда исполняет обещания. Однажды позади ужинающего Туропа взрывается дверь и в квартиру впадает дюжина вооруженных камуфлированных граждан. Граждане нервничают и добиваются только одного: проводить Туропа к человеку, желающему нанять его для выполнения задания. На их месте занервничал бы кто угодно — ведь безоружный Туроп после минуты переговоров без затей завалил их главного из-за каких-то старых личных счетов (злопамятен и опасен, значит. Это мы любим), после чего вдруг преспокойно собрался и позволил себя увести. Небеспочвенная самоуверенность, понимает зритель, и проникается еще большей симпатией к герою, хрестоматийным образом ужасному на лицо и доброму внутри.
Так Туроп загремел в бронированный мега-лимузин к Ж.Депардье, скрывающемуся под славянской фамилией Горский. Горский (Депардье для этой роли довольно сильно изуродовали фальшивой оспой) сообщает Туропу суть задания: следует из монастыря в Киргизии переправить в Нью-Йорк девушку. Плата за доставку — американский паспорт, который позволит Туропу легально вернуться на землю своих родителей, в заброшенное фамильное гнездо на Кедровой улице. Какой смысл в этой переправке и в этой девушке — интересно, но для работы не важно, поэтому, выторговав себе еще пол-лимона сверху, Туроп соглашается.
Уже первый взгляд на эскортируемую девицу Аврору обнаруживает в ней какую-то трудно формулируемую ненормальщину. Поначалу это ощущение можно легко списать на то, что всю свою короткую жизнь девица прожила в глухом женском монастыре, однако затем выясняется, что она наделена сверхъестественной чувствительностью. Девушка, как животное, испытывает приступ паники перед катастрофой, транслирует чувства гибнущих людей, к тому же обладает энциклопедическими знаниями, то и дело выдергивая факты и даты, словно туз из рукава. Почти до конца мы не узнаем истинной причины путешествия (к тому же нас будут дезинформировать, предлагая версии о женихе, купившем невесту по интернету, и о вирусе, перевозимом в целях создания нового оружия), однако это не создаст ненужной нервотрепки при просмотре, так как ежу понятно — девица действительно Исключительная.
Путь наших героев лежал в Казахстан, оттуда на поезде они попали во Владивосток, из Владивостока на смертоносной подлодке-ледоколе добрались до Аляски, из Аляски на снегоходах — в Канаду, и самолетом до Нью-Йорка. Естественно, в пути им пришлось пережить массу опасностей, десяток неприятностей, парочку романтических моментов и одно чудесное исцеление. В этом квесте был момент, напомнивший мне "Войну миров" или "Судный день" — или любой фильм-катастрофу — сцена массового исхода, когда очумевшие люди бегут, ползут и цепляются, спасаясь и отталкивая ближнего. Я нахожу, что человечество начинает зацикливаться на мысли о Большом Бегстве, чем порождает опасных для психически нестабильного общества паникеров-алармистов и бесполезных для выживания вида одиночек с эмоциональной тупостью и пятеркой по ОБЖ.
Заказчиком доставки Авроры в Нью-Йорк оказывается верховная жрица религиозной секты в исполнении восхитительной старухи Шарлотты Ремплинг (надо же, какой киноглобализм). Шикарная и беспощадная белая паучиха, проповедующая на всю страну, хочет сделать свою власть безграничной, для чего необходимо добыть секте статус официальной религии. В свою очередь, для этого нужно предъявить миру официальное Чудо, и этим чудом должна стать Аврора. Вроде бы все ясно с сектантскими интрижками и мировым господством, но зрителю придется выдержать несколько занудных диалогов, чтобы дождаться полного разоблачения фокуса.
Граждане, желающие видеть в кинофильмах мораль и харизму, вряд ли будут удовлетворены "Вавилоном н.э." — в нем нет ни того, ни другого. Я уже сказала, что тело фильма — квест, и если пятки этого квеста были необходимы нам для знакомства с героями, то добираться до макушки оказалось бессмысленным трудом, лишенным вознаграждения — вполне хватило бы остановиться у основания шеи.
Кому как, а мне жанр антиутопии (да хоть бы и утопии) всегда был чрезвычайно любопытен. Уважение вызывает попытка писателя, сценариста или режиссера приоткрыть завесу времени и выплеснуть на пытливого потребителя сонмы людей чудовищ будущего.
Затравка, кстати, получилась у Матье Кассовица интересная. С первых кадров нам показывают земной шар, западное полушарие которого залито приветливыми электрическими огнями, а правое погружено во мрак. Причем год указывается какой-то смехотворный (мы, во всяком случае, доживем).
Таким образом, куда-то денутся азиатские и сибирские запасы нефти и газа, Европа отсосет по полной программе и присоединится к "вечно сосущей", "варварской" России и Азии. К сожалению, самое интересное — почему так случится? — останется за кадром.
В Америке, впрочем, тоже всё будет не слишком заебись. Задача, которую выполняет герой Вин Дизеля — Туроп, заключается в том, чтобы доставить в благополучные Штаты "волшебную девочку". Когда они прибывают по назначению, Туроп принимает горячий душ, но его слегка "прокидывают" на горячую воду. Иначе говоря, американцы научились соизмерять свои энергетические запросы с возможностями и потому уцелели как цивилизация.
И, может быть, именно поэтому восточный мир погрузился в мрак и хаос...
В фильме много насилия, террактов и паники, так что можно понять "темную лошадку" фильма, которая выскакивает в конце как черт из табакерки: это пожилой ученый, который стремится создать нового человека, обладая при этом способностями несоизмеримо большими, чем другой знаменитый "творец" — Франкенштейн.
Фильм позиционируется как экшн, но экшна в нем не слишком-то много. Маловато и ударных сцен. Кассовиц пытается брать атмосферой, но этого недостаточно для традиционного квестового фильма, который, по сути, туп как пробка: "возьми объект и дотащи до определенного места, убив по пути врагов"). Видали мы картины и поувлекательней.
Кассовиц обругал в интервью продюсеров за то, что они не дали ему снять фильм его мечты, безжалостно порезав все связующие и хоть что-то объясняющие эпизоды. Тем не менее затравка фильма заинтересовывала, к тому же на экранах появился на время исчезнувший с больших экранов Вин Дизель. Удобнее всего сравнивать "Вавилон н.э." с "Дитя человеческое", и в самом начале это явно был правильный вариант последнего. Но чем дальше, тем хуже становится дело, — Кассовиц словно пародирует недавно прошедшие хиты. Возможно, это случай неудачно изобретенного велосипеда, но фантазии следовало проявить побольше. В итоге фильма не получилось — все разбивается на кучи второсортных эпизодов, слепленных вместе исключительно харизмой Дизеля, море апокалиптических штампов. Тем не менее, "Вавилон" далеко не так плох, как его пытаются представить мои коллеги. Скажем, "Дитя человеческое" — это продуманная, вылизанная манипуляция чувствами со слишком большим количество "пророков" в кадре, а "Вавилон" пытался эту концепцию очеловечить, превратить в приключение, но потерпел поражение, не воспользовавшись потенциалом героев и устроив маловразумительную солянку.
Мы теперь вряд ли узнаем, стоил ли первоначальный вариант фильма внимания, Но "Багровые реки" такой надежды не внушают. Так как на экранах в недалеком будущем появится следующий "Форсаж", куда вернулись герои первого фильма, а Туи работает над очередными "Хрониками Риддика", надеюсь, "Вавилон" не ударит по карьере Дизеля, ведь он, как всегда, замечателен.