На редкость энергичный, штормовой и достаточно несерьезный фильм, мощное начало новой серии (Миике уже начал снимать продолжение) боевиков про парней из сумасшедшей школы Судзуран, где хулиганы настолько дики, что никто не может захватить в ней верх над другими, объединить всех. Судзуран — легенда даже среди якудза, многие из лидеров которых вспоминают, как и им в свое время не удалось взять власть. Такой привкус городского мифа и крайняя простота целей вместе с дружескими нотками и великолепными побоищами делают из "Воронов" долгожданное кино 2008-го. Стильный, полный жизни, этот ультимативный фильм не только насыщен колоритными и нереальными потасовками, но еще и нешуточно задевает — хочется немедленно окунуться в побоище между бандами и одиночками за титул царя горы. Строгость и стиль японской школьной формы, небрежно надетой на опасных и амбициозных одиночек, молниеносные схватки и прекрасные главные герои. Миике превосходно переиграл Aoi haru, сделав его более зажигательным и брутальным. Классы заполнены фриками, здесь японский панк-рок встречается с японским постъядером. Миике, правда, внедряет еще и линию престарелого якудзы, готового пожертвовать жизнью ради того, чтобы кто-то исполнил его мечту, но эта лиричность не мешает, а в меру разбавляет схватки красивых дикарей и насыщает боевик подтекстом.
Чтобы захватить власть в "Вороньей школе", в итоге схлестываются двое — новичок Гэндзи и не первый год держащий большую часть власти Сэридзава. Несмотря на силу, заставить повиноваться всех не удалось даже ему, ведь иногда недостаточно побить в драке, нужно покорить и дух. Удивительно, но в мире престарелого артхауса Миике каждый раз умудряется вынырнуть с тузом в рукаве, после провала предложить очередную удачу. "Вороны:начало" — редкий случай, когда продолжение хочется увидеть немедленно. Примерно такое же ощущение вызывал "Смертельный транс" с Сакагучи, но "Вороны" выполнены гораздо качественнее, жестче. Отдельного упоминания заслуживает и команда молодых многообещающих актеров, задействованных в фильме, — парни выглядят потрясающе и заставляют вспомнить ранние работы Ишии. Здесь есть чуваки в респираторах, злые бисенены, привлекательные японские гопы, рокеры и просто безумцы. Такое ощущение, что авторам было ничуть не жалко наделить даже третьестепенных персонажей харизмой. И самое важное, что почти ни в ком из них нет злобы, скорее, азарт. Править школой Судзуран для них жажда, почти долг чести; это соревнование, погоня за мифом, даже если все вокруг дрожат от одного упоминания имен главных участников. "Ты никогда не будешь ей править. Схватки, битвы, а потом оказывается, что наступил выпуск", — говорит один из противников героя, представляя власть ускользающей мечтой.
При всем этом Миике удалось избежать зубодробительной серьезности, которая значительно уменьшает драйв, — и в драках, и во взаимоотношениях присутствует юмор в плотной спайке с приятным пафосом. Например, Гэндзи приходится найти способ, чтобы ублажить гопа-растяпу, который, хоть его и побивают в бою, ценит независимость и вместе с друзьями не собирается ни к кому присоединяться. Здесь присутствует множество веселых моментов, с одного из которых и начинается кино, — якудза приходят в Судзуран, чтобы наказать Сэридзаву, но он опаздывает на стрелку, и его вызов, подумав, принимает на себя никому не известный новичок. Каждый раз, когда боевик концентрируется на чем-то одном, из него уходит жизнь; здесь Миике удалось полностью избежать этой проблемы. Отличная штука, которую по-настоящему приятно смотреть.