Режиссер:
Бернд Айхингер. Сценарий: Бернд Айхингер по роману Гельмута Крауссера.
В главных ролях: Тиль Швайгер, Коринна Харфух. В ролях: Соня Керскес, Кристин Нойбауэр, Томас Хайнце, Штефан Кампвирт, Антуан Моно, Нежо Сельбуш.
Интересные факты о фильме:
Камео: режиссёра фильма Бернда Айхингера можно увидеть в пабе, пьющего пиво.
Венгерская актриса Нежо Сельбуш внешне очень похожа на Марию Каллас. Не смотря на то, что многие кадры с ней напоминают архивные кадры, настоящюю Марию Каллас в фильме можно увидеть только на плакатах. Ну и, конечно, можно услышать.Версия для печати
За шесть лет до того, как я написал рассказ “Оборотень”, где, среди прочего, озвучивал мысль о “психотерапевте Христа”, немецкий писатель Гельмут Клауссер написал роман “Великий Богороцци”, где стырил мою идею, и извратил её практически до неузнаваемости. Ну, я шучу, конечно: во-первых, Клауссер, естественно, написал оригинальный текст (мамой клянусь, я не знал о его существовании, когда писал рассказ, так что мы наткнулись на эту жилу независимо друг от друга), а во-вторых, у него в тексте речь идёт не о пихотерапевте Христа, и идее самопожертвования, а о психиатре Дьявола — и аллегории падения.
Через два года известный продюссер Бернд Айхингер, славный тем, что построил мост, по которому голливудские студии снимают кино под немецкой “крышей” и не платят положенных налогов, снял по этому роману фильм. По сути — типичную мелодраму. Которая, тем не менее, отличается от принятого стандарта по крайней мере тремя вещами. Во-первых, главным женским героем фильма является психиатр, что сразу настраивает на правильную, “игровую” волну. Её пациент — маргинальный фокусник и конферансье, живущий чуть ли не помойке, и расплачивающийся только наличными, утверждает, что он — дьявол, и что у него серьёзные психологические проблемы. Она берётся с ним работать, и постепенно — вполне сознательно — вовлекается в его рассказы и игры, уже не в силах отличить, где чисто профессиональный интерес, а где — нечто большее.
Во-вторых, Каллас. Почему именно Каллас? — спросите вы. А почему бы и нет? — отвечу я. Мария Каллас — одна из самых интересных и загадочных женщин двадцатого века, а то, как её судьба приподнесена в этом фильме, практически не даёт оторваться от экрана. Насыщеная, полная драматизма и борьбы биография женщины, которая сама себя сделала, и сама же себя уничтожила. Впрочем, Богароци, естественно, имеет свою версию событий — это он создал Марию Каллас, и он её уничтожил.
И, наконец, отменная актёрская игра. В отличие от приторно-пафосной игры большинства актёров в большинстве мелодрам, Тиль Швайгер и Коринна Харфух играют честно, что называется “без говна”. Харфух, кстати, специализируется на роли психиатров, в “Поваре-воре” она тоже играла такую... женщину на грани нервного срыва, практикующего психотерапевта, и ещё где-то я её видел в похожем амплуа. Актёры — оба не юные, и смотрятся в кадре отлично знающими себе цену, и уверенно идущими к цели; их отношения показаны, как нечто сильное и зрелое, хотя за весь фильм они и не поцеловались-то толком по-моему ни разу.
Есть ещё несколько мелких приятностей: аллегории войны, ницшеанские мотивы про смерть бога, и так далее — но всё это так, приправа, не делающая погоды на дистанции целого фильма.
Не смотря на фактическое отсутствие в картине чего-то сверх-оригинального или бьющего по мозгам, фильм ловит, даже если случайно наклацать его на телевизоре, и не отпускает, пока не досмотришь его до конца. Редкий случай действительно качественной и интересной (что не исключает и эпитета “трогательной”) мелодрамы.