Режиссер:
Кристофер Нолан. Сценарий: Джонатан и Кристофер Ноланы по сюжету Дэвида С. Гойера и Кристофера Нолана, по мотивам комиксов Боба Кейна, оператор: Уолли Пфистер, композитор: Джеймс Ньютон Ховард, Ганс Циммер.
Награды: 2 "Оскара" — лучшая роль второго плана (Х.Леджер — посмертно), звук. "Грэмми" — лучший саундтрэк. "Satellite Awards — лучший звук. National Movie Awards, UK — лучший супергерой. МКФ в Маиничи — лучший иностранный фильм. Hollywood Film Festival — голливудский фильм года. Costume Designers Guild Awards — лучшие костюме в фильме жанра фэнтези. Broadcast Film Critics Association Awards — лучший фильм в жанре экшн, лучший актер второго плана (Хит Леджер).
Также Хит Леджер получил посмертно премии "BAFTA", "Золотой глобус", приз Австралийского киноинститута, ассоциаций кинокритиков Бостона, Центрального Огайо, Чикаго, Флориды, Канзаса, Лас-Вегаса, Саутистерна, Лос-Анджелеса, Феникса, Сан-Франциско, Торонто, Вашингтона и Лондона, приз Гильдии актеров..
Интересные факты о фильме:
- это первая картина в сериале, в названии которой не фигурирует слово "Бэтмен".
- Мэтт Дэймон был фаворитом Кристофера Нолана на роль Харви Дента, но актер отказался. Другими рассматриваемыми кандидатурами до того как роль отшла к Аарону Экхарту, были Хью Джекман, Райан Филлипп, Лив Шрайбер и Джош Лукас.
- когда Кристофера Нолана спросили: "Почему Хит Леджер будет Джокером?", тот ответил: "Потому что он бесстрашен". Чтобы подготовиться к роли Джокера Хит Леджер жил целый месяц один в отеле, разрабатывая психологию своего героя, жестикуляцию и голос. Последне, по его словам, было самым трудным. Актер вел дневник, в котором записывал мысли и чувства Джокера. Также он в подготовке к роли взял манеры Алекса из "Заводного апельсина" (1971) и Сида Вишеса из группы "Sex Pistols".
- смерть Хита Леджера 22 января 2008 года породила много слухов о том, что картину придется переснять, однако на тот момент все сцены с актером были отсняты.
- по мнению Майкла Кейна Хит Леджер превзошел Джокера Джека Николсона в "Бэтмене" (1989): 'Джек напоминал клоуна, доброго, но в то же время и злого убийцу дедушек. Он мог быть забавным и заставить вас рассмеяться. Хит пошел совершенно другим направлением, Джокер стал настоящим пугающим психопатом. Он отличный парень, и его Джокер будет адским открытием в этой картине.' Кейн основывает свое мнение на сцене, где Джокер делает визит к Уэйну Мэйнору. Он никогда не встречал Леджера ранее, поэтому когда Хит появился в своем обличии на съемочной площадке и начал свою речь, Кейн реально испугался и забыл свои слова.
- один из взрывов в картине был снят на станции Battersea Power в Лондоне. Шум так напугал местных жителей, что была спровоцирована паника этим "террористическим актом".
- большое влияние на персонаж Джокера в этой версии повлияли эпизоды комиксов о Бэтмене под названиями "Длинный Хэллоуин", "Убийственная шутка", Человек, который смеется'. Один из создателей этого персонажа в 1940-ых годах, Джерри Робинсон, был нанят консультантом, т.е. также как и его коллега Боб Кейн для "Бэтмена" (1989).Версия для печати
Джокер поимел нас. Не только Бэтмена, Харви Дента, мертвую девушку, полицейских и весь город Готэм, но и зрителя, заставив его думать о других людях так же, как думает он сам. А в довершение всего джокер умер, словно Брэндон Ли в "Вороне", — и мы не сможем задать ему вопросы и прокричать о своем возмущении. "Темный рыцарь" далеко не так хорош, как его преподносит рекламный шум, но все же достаточно хорош, чтобы не было желания называть его пустым. Он достаточно хорош и для того, чтобы подарить несколько цитат, чтобы тебя ненароком задело. Нолан сделал то, чего я от него не ожидала, — он отказался от вымышленного Готэма, его эстетики и переулков, в пользу реальности. Он говорит, что Джокер, Бэтмен, Двуликий — реальные персонажи, что их можно обнаружить на реальных улицах, что люди загадочны, а сверхсилы — всего лишь небольшое преувеличение. Это очень смело, но одновременно сразу же находит отклик в сердце человека с воображением — ведь фанат комиксов не считает их "картинками", он настраивается на атмосферу истории, он там живет, а потом, двигаясь по улице, дышит ветром чужих городов, воображая себя частью приключения. В "Темном рыцаре" больше нет выдумки, Готэм предельно реален, он вылупился из скорлупы бертоновской инфантильности и вырос, стал жестким, превратился в криминальную драму. "В старикам здесь не место" Коэны уже рассматривали тему изменения поступков, людей, преступности, в "Темном рыцаре" эта мелодия продолжает развиваться. "Он, конечно же, сказал тебе меня убить", — произносит один из подельников Джокера. "Нет. Я должен убить водителя автобуса", — отвечает другой, ты усмехаешься, но, когда герой в самом деле убивает водителя автобуса, а затем погибает от руки другого, понимаешь, что здесь не время шутить.
В "Темном рыцаре" замечательное начало — тебя затягивает внутрь, словно водоворотом. Большую роль в этом играет музыкальное сопровождение Циммера — трэк Why so serious? звучит очень мощно, тревожно, агрессивно. И пусть после шикарного вступления-ограбления действие некоторое время стопорится, ты вполне согласен потерпеть, глядя на мятые лица мафии, — тебя подкупили, не стали кормить с ложки, а сразу же окунули в чужой город. Шквальное, энергичное начало задает нужное настроение и темп. Первая часть трилогии была настолько невнятной и фарсовой, что даже не отложилась в памяти — Кейн в амплуа доброго дворецкого, отсутствие ярких злодеев, одна-единственная сильная сцена с Пугалом, банальный сценарий и, конечно, Лайам Нисон, который после "Царствия небесного" Ридли Скотта смотрелся, словно клоун. "Темный рыцарь" продуман, туг, в нем все нарочито, но достаточно точно, нет ощущения рыхлости, которое преследует в большинстве современных фильмов, он непредсказуем. Особенно интересно сравнивать "Темного рыцаря" и "Особо опасного" Бекмамбетова — последний фильм при таком сравнении выглядит как непродуманный новогодний капустник. В "Темном рыцаре" множество удачных находок — к примеру, главный злодей вначале выглядит слабым психопатом, ты не впечатляешься им и понимаешь, насколько он опасен, постепенно, вместе с героями фильма. Чтобы изобразить такой расклад, понять, что мафия выпустила чертика из табакерки, который упивается хаотическим танцем, нужно обладать неподдельным талантом. Нолан пошел и на другой риск — он отодвинул Бэтмена в тень, оправдывая название фильма. Нолан отлично поработал с символами, чего в блокбастерах сильно не хватает, — ведя линию для массового зрителя (т.е. озвучивая ключевые мысли в диалогах), он одновременно иллюстрирует образы и идеи с помощью кадра. В этом смысле момент в тюрьме, когда за согбенной фигуркой Джокера появляется темный силуэт Бэтмена, впечатляет. Бэтмен становится тенью = изгоем, одновременно он является противовесом Джокера и почти его отражением — столь же странным для окружающих, как герой Хита Леджера. Двуликий совмещает в себе двух главных персонажей, но та часть его, на которую возлагает надежды Бэтмен, проигрывает, вызывая к жизни нечто противоположное. Стать негодяем оказывается так просто — лишь тонкая черта отделяет праведника от злодея.
Помимо перечисленного выше Нолан удачно воспользовался вещами, которые мы видели в других работах. Привязанный к стулу Дент, который понимает, что выберут не его, — это очень сильная сцена, причем впечатляет в ней то, что остается за кадром, — ощущение Дента, который знает, что у него нет шансов, что кто-то, выбирая между ним и другим человеком, осужденным на смерть, подарит жизнь другому. Что чувствует этот человек? Дент — герой, поэтому мертвенное чувство одиночества должно было лишь проскользнуть в его душе, оставив место самопожертвованию. Но Джокер не дает ему даже шанса на героизм, коверкая психику. Невзрачность Мэгги Джилленхол играет на руку фильму. Она — клей, который скрепляет странный четырехугольник, при этом ее нельзя назвать "милой" — ничто милое не подошло бы тональности фильма. Невольная дружба Уэйна и Дента, их соперничество за одну женщину и трагическая развязка — все это выполнено в лучших традициях кинематографа. Странно другое — в "Темном рыцаре" хватает и китчевых вещей (например, побег с небоскреба на самолете или русские балерины), но память их отбрасывает, оставляя исключительно сюжетный стержень. Нолан ориентировался на криминальную драму, и ему удалось полностью оторваться от эстетики. Ты начинаешь воспринимать фильм на старый-добрый комикс-сюжет как серьезное кино. Возможно, кто-то будет скучать по "Вы когда-нибудь танцевали с дьяволом при бледном свете луны?" и прыскающей из цветка кислоте, но мне новое лицо старой истории нравится больше. Оно столь же жестоко, сколь сама реальность.
Джокер в исполнении Хита Леджера пугает. Он не феерический злодей, а потому не вызывает специфической симпатии, которую часто провоцируют экранные мерзавцы. Джокер Нолана — это маньяк, убийца, преступник, а не странное существо. "А ты чего такой серьезный" вместе с ожиданием звука от разрезаемой кожи заставляет отворачиваться от экрана. Образ Джокера раскрывается по мере развития фильма, злодей растет на наших глазах, внезапно раздуваясь до невероятного. "Все спокойны, когда все идет по плану. Даже если этот план чудовищен", — говорит он и смеется. Цивилизация безжалостна, но этот усталый монстр еще более, ведь он видит ее насквозь и желает добавить немного анархии как раз там, где это будет опасно. Нолан недоговаривает и не раскрывает карты как раз там, где это нужно, — лишние данные о Джокере погубили бы его, а так мы ожидаем, какую еще страшную историю о свом шраме он расскажет в следующий раз. Джокер не гениален, но очень уместен, он ужасает как раз тем, что мы недооцениваем его вместе с мафией, мы слегка разочаровываемся в момент встречи и перестаем чего-то от него ожидать. Именно поэтому джокер накрывает не только Готэм, но и зрителя. Феликс Зилич довольно точно сформулировал ощущение, остающееся после фильма, — ты чувствуешь себя жалким неудачником, тебя поимели. Вы ведь тоже уверены, что люди взорвут друг друга, правда?
“танцевал ли в лунном свете вместе с чертом ты хоть раз…”
Первый раз посмотрел бертоновского “Бэтмэна” в 1990 году в небольшом видеосалоне на улице Некрасовской. Прекрасно помню тот осенний день. Владельцы салона неожиданно подняли цены на билеты, и у маленького Зилича не хватало двадцати или тридцати копеек Но только в кино отчаянно хотелось (журнал “Ровесник” писал, что это очень КРУТОЕ кино), поэтому тем вечером Зиличу пришлось на десять минут становиться ниндзя. Нелегально, на халяву, с сильной дозой адреналина в крови пробираться в зал за спинами контролеров.
Кино вынесло мозг. Не помню почему, но точно вынесло. Полностью опустошенный я возвращался домой, не разбирая дороги, и только через пять кварталов встретил приятеля, который тоже возвращался с этого сеанса. И тоже потрясенный до глубины души.
Бертоновский “Бэтмэн” оставался в моем топе как greatest movie ever примерно до девятого класса, когда я впервые увидел “Зловещих мертвецов” и навсегда изменил парадигму своей жизни.
Полгода назад я снова посмотрел бертоновского “Бэтмэна” и был просто шокирован. Полный облом. Ноль эмоций и тихое тлеющее бешенство при виде переигрывающего Николсона. Эффект от просмотра был равен фразе “мальчик, а ты знаешь, что Деда Мороза не бывает?” После этого фатального сеанса я хотел пересмотреть еще и старого “Индиану”, но на десятой минуте резко сел на измену и выключил его нахер
И вот появился новый Бэтмэн.
А вместе с ним рекламная кампания, которая способна взбесить любого. Плюс первое место на IMDB, рекордные сборы в прокате, бесконечное ликование больших и маленьких гиков… одним словом, полный набор факторов, вызывающих негатив в качестве защитной реакции. Но…
…но кино реально вынесло мозг. И словно 18 лет назад Зилич отправился после просмотра домой пешком через весь город. В жутком глубоком депресняке. Не помню, когда последний раз кино вызывало у него настолько глубокий удар по самомнению.
Без спойлеров и без пафоса ограничу себя сейчас только тремя замечаниями.
Первое. Не смотрите этот фильм в кинотеатре. А уж если решили это сделать, то топайте туда без друзей, в суровом одиночестве. “Темного рыцаря”, как классического Бергмана, нужно пережить один на один с большим экраном, чтобы никакая тупая пизда со следующего ряда не смогла нарушить твою медитацию
Второе. В процессе просмотра фильма вы наверняка ощутите себя Бэтмэном. Я имел в виду — поймете, что вы редкостное чмо, слабый, нерешительный, безыдейный. Это вполне нормально. Если вы наоборот этого не ощутите, то вы точно редкостное чмо. Просто вам не повезло с медиатором.
Третье. Если вы считали фильм “Престиж” отстоем (я — считал), то к концу фильма вы наверняка измените свое мнение. “Престиж”, оказывается, не отстой, а обычное тренировочное упражнение. Вся прелесть “Темного рыцаря” в том, что главный нарративный трюк “Престижа” повторяется в нем несколько раз и каждый раз с феноменальным успехом.
В общем-то, как и ожидалось, фильм оказался сильно перехваленным. Думаю, я выражу не только своё мнение, если скажу, что первый просмотр фильма чрезвычайно отяжеляет шлейф рецензий/отзывов/достижений, который тянется за картиной. Поэтому, если вам тоже все уши прожужжали новым Бэтменом, то приготовьтесь для более ясной картинки посмотреть картину как минимум два раза: первый раз для того, чтобы устаканить ожидания, и сбить шлейф информационного шума вокруг фильма, и второй раз, чтобы получить удовольствие, и составить впечатление о фильме.
В двух словах, или даже в двух абзацах, свои ощущения от фильма, конечно, не передать. Это уже явственно говорит нам о том, что “Тёмный рыцарь” — “большая картина”. С другой стороны, рассуждать об этом фильме, и не спойлить, решительно невозможно — а отсутствие спойлеров является принципиальным условием рецензии на новый, только что вышедший, фильм. Поэтому я поступлю следующим образом: вместо попыток схватить у себя в голове весь фильм целиком, я разобью его на наиболее запомнившиеся детали, и по очереди расскажу, что дядька Димка о них думает.
Сюжет и вообще сценарий. В отличие от предыдущего фильма, этот принято хвалить на целостность и линейность сюжета. Вместо обилия флешбеков, и “фрагментарной подачи информации”, здесь события развиваются в одном направлении — из прошлого в будущее. Не знаю, плюс ли это на сюжетном уровне, мне лично всё равно. Но зато на уровне проработки сценарных деталей Нолан очень много налажал, и это жирный минус. Весь просмотр меня не покидало ощущение, что это какой-то “грязный” сценарий, с кучей непонятных ответвлений, обилием висящих в воздухе эпизодов и персонажей. Под конец я даже начал подозревать, что Нолан по старой голливудской традиции разогнался, и наснимал часа четыре, после чего его вернули на землю фразой “ты не Питер Джексон, мальчик” и заставили резать картину, пока не получилось два с половиной часа. Иного объяснения того, что один из лучших сценаристов современности позволяет себе так отяжелять историю “неработающими” деталями, я придумать не могу.
Философия. Заканчивая рассмотрение сценария, надо сделать и реверанс в сторону Нолана — мы увидели, пожалуй, первую в истории картину, поставленную по классическому комиксу, где сложные, характерные персонажи ведут {относительно} сложные философские диалоги, и защищают неординарные точки зрения на мир. То есть, если все предыдущие картины были физическим столкновением добра и зла — наши по эту сторону, враги по ту, и дерёмся, пока кто-то кого-то не перебьёт, то в “Тёмном рыцаре” это столкновение мировоззрений, и полем битвы в действительности оказываются души людей. Главная битва в итоге разворачивается в душе Харви Дента (что, возвращаясь к предыдущему абзацу, смотрится на обще-сюжетном уровне довольно аляповато).
Джокер. Главная и стопроцентная удача фильма — это, безусловно, Джокер. Придумав наординарного персонажа, Нолан стопроцентно точно выбрал для него актёра, который стопроцентно сильно сыграл. Все остальные, один за другим, отходят на второй план. Скажу ещё раз — я впервые в классическом комиксе видел настолько характерного персонажа, в котором от жанровых клише не осталось уже практически ничего. Сам Джокер весь фильм издевается над нашими жанровыми клише, на разные лады перевирая историю того, откуда у него на лице шрамы, он издевается над Бэтменом, и над зрителями, пока они не понимают, что просто не в состоянии понять этого человека, и предсказать его действия. Он сложен, со своим уникальным взглядом на мир, и уникальной манерой жить. У него слишком неординарные цели для персонажа комикса, и слишком располагающая к себе манера делать гадости, чудовищные по своей сути, но чертовски притягательные.
Замена игрока. А вот чего я терпеть не могу — так это замены актёров на одной и той же роли. По идиотскому стечению обстоятельств я ещё накануне посмотрел третью “мумию”, убогий, в сущности, фильм, окончательное вырождение франшизы. И в качестве одного из признаков вырождения обратил внимание на замену актрисы: вместо прекрасной, словно вечно сосущей хуй еврейской девочки Рэйчел Вайз её роль сыграла Мария Белло, безусловно прекрасная актриса, но только тогда, когда она играет свои роли, а не доигрывает чужие, “с барского плеча”. И здесь, как на зло, жену Тома Круза, никакую в плане актёрской игры, но симпатичную девочку, заменили на уродливую от рождения Мэгги Гилленхал. Одну дуру на другую дуру — в общем-то, невелика потеря, но Мэгги настолько ужасна с её отёкшими щеками, и жабим ртом (да, да, это даже больший жабий рот, чем Гвинет Пэлтроу и дочь вокалиста Аэросмита вместе взятые), что поверить, будто в неё разом повлюблялись все самые козырные мужики города, решительно нельзя.
Эстетика. Признаться, я решительно не понял решения Нолана отказаться от “старого Готэма” в пользу обыкновенного современного мегаполиса. Стартовая сцена, конечно, смотрелась круто, как в каком-нибудь “выебонстве Борна”, но только ради этого отказаться от десятилетиями наработанной эстетики... не знаю, может на эстетическую составляющую у Нолана уже просто не хватило заряда, а может он решил “обновить” всю франшизу, но бартоновской сказочной составляющей мне при просмотре сильно не хватало.
Экшн. Никаких откровений на этот раз: за исключением бэт-цикла, который представляет собой лишь урезанную модель бэт-мобиля, нам покажут всего один новый девайс: систему сонаров, которая позволит Бэтмену видеть сквозь стены. Ну, типа летучая мышь, и всё такое. Зато драк будет много, и драки будут здоровские: продолжая развивать идею того самого, разработанного специально для фильма боевого искусства, нам покажут в фильме самое разнообразное мочилово. Плюс одна прекрасная и зрелищная погоня по туннелям. В общем, в плане пиздиловки Нолан снял почти зачётное кино. Впечатление портит лишь фактическое отсутствие финальной схватки, которая переместилась из реального мира в душу героя... в общем, см. выше.
Резюме. Сильно перехваленная, но безусловно достойная картина, которая, думаю, изменит в конце концов принципиальный голливудский подход к комиксам. Даёшь меньше жанровых клише, и больше характерных персонажей, необъяснимых поступков и непредсказуемых поворотов! Ура, товарищи.