Награды: Международный кинофестиваль в Берлине — "Золотой медведь" лучшему фильму года. Boston Society of Film Critics Awards — лучший актер (Д.Дэй-Льюис). David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. Evening Standard British Film Awards — лучший фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго плана (Э.Томпсон). Political Film Society, USA — премия Expose (выдающийся разоблачительный фильм). .
Интересные факты о фильме:
В действительности Джерри и Джузеппе не мотали срок в одной камере; этот сюжетный ход был придуман Джорджем и Шериданом для наибольшего драматизма.
Персонаж инспектора Диксона является собирательным (компиляция характерных черт и привычек сразу нескольких офицеров, реально принимавших участие в деле).
Чтобы вжиться в роль, Дэниел Дэй-Лььюис не только сбросил 13 килограммов живого веса, но и провел кучу времени в настоящей тюремной камере по соседству с уркаганами. Версия для печати
Жанр неистового фильма ирландского режиссера Джима Шеридана трудно определить. Кто-то скажет, что это тюремная драма, кто-то посчитает фильм психологической мелодрамой, а кто-то назовет его обвинением, предъявленным британской системе правосудия. И никто не ошибется.
Действие фильма начинается в 1974 году, когда в североирландских городах стояли регулярные войска, а в старушке Англии взрывались дома. Главный герой фильма, молодой аполитичный ирландец из Белфаста по имени Джерри промышляет кражей металла. В то время Джерри, по его собственным словам, интересовали только две вещи: свободная любовь и наркотики. Поэтому, когда отец отправил его в Лондон к тетке Эни, он нашел пристанище в полуживой хипповской коммуне и спокойно там оттягивался. Но однажды все изменилось. Как-то раз поздно вечером Джерри и его земляк Пол Хилл слонялись по парку, и вдруг на их глазах взлетел на воздух паб. На днях полиции выдали новую директиву: в целях борьбы с терроризмом разрешается хватать любого человека и держать его в участке семь дней безо всяких объяснений. Джерри и Пол попали под эту директиву, и английская полиция при помощи известных методов вынудила их взять вину за терракт на себя. Состоялся суд. За решетку попали не только Пол и Джерри, но и еще двое человек из их "общины", а также их семьи — за хранение взрывчатых веществ. Надо видеть, как перекошенные злобой лица англичан, сидевших в суде, растянулись в радостно-злорадных ухмылках, как они ликовали, когда присяжные вынесли свой вердикт. Джерри оказался в одной камере со своим отцом, Джузеппе; но если отец предпринимал какие-то шаги, чтобы реабилитировать свою семью и свое доброе имя, то его сын как был развинченным раздолбаем, так и остался. Посчитав себя конченым человеком (пожизненный срок — это не шутка), он подсел на кислоту и проводил время в наркотических грезах со своими новыми приятелями. Через некоторое время полиция отыскивает настоящего террориста, признавшего свою вину в совершении многих террактов, в том числе и взрыве паба. Естественно, полиция скрывает факт его признания, а самого его оправляет в ту же тюрьму, где сидят Джерри и его отец. Отец не хочет иметь с убийцей ничего общего, но Джерри сразу находит с ним общий язык, его привлекают бойцовские качества нового друга, он восхищается глубиной его ненависти к англичанам. На своего отца-гуманиста Джерри смотрит снисходительно и сочувственно. Но вот Джузеппе тяжело заболевает и говорит, что скоро умрет. В душе у Джерри появляется какая-то трещина, надлом. Он словно бы понимает, что не должно быть так, чтобы его отец умер в тюрьме за преступление, которого не совершал. После очередной человеконенавистнической выходки своего нового "отца", Джерри решает распрощаться не только с ним, но и со своими старыми идеями. Он принимает веру отца, веру в то, что с помощью насилия ничего нельзя добиться, кроме соответственной реакции противников на свои поступки. После смерти отца Джерри разворачивает глобальную кампанию по реабилитации своих несправедливо обвиненных друзей и их семей, и в конце концов при помощи женщины-адвоката (Эмма Томпсон) и ее невероятной удачливости ему это удается. Картина в зале суда совсем другая: там собрались одни сочувствующие, а улицы наполняет народ, возмущенный произволом полиции и суда. Прошло 15 лет, и за это время Джерри изменился, он уже не такой крикливый и невоздержанный, каким был раньше. Но даже он не может сдержать радости, когда и он, и его друзья становятся proved innocent.
Фильм Джима Шеридана держит в напряжении с первой до последней минуты. Фильм прекрасно поставлен, он весь выдержан в мощном, безудержном темпе "аллегро". По своему духу, по своей энергии, это поистине революционный фильм. Он полностью соответствует "нормам" древнегреческой трагедии, следуя канонам которой, катарсис в финале — быть обязан. И катарсис здесь неподдельный, не "условный", как в подавляющем большинстве фильмов. Обличительный пафос картины был настолько силён, что Британская Киноакадемия почти полностью проигнорировала фильм в "розыгрыше призов" 1993 года. Но всё же окончательно закрыть глаза на художественные достоинства фильма не удалось (правила хорошего тона приподняли членам жюри веки), и номинаций удостоились Дэниел Дэй-Льюис за лучшую актерскую игру и Джим Шеридан с Терри Джорджем за лучший "адаптированный сценарий" (естественно, никто из них премий так и не получил). У фильма нет слабых сторон. Но самая сильная сторона фильма — это точная, достоверная игра Дэниела Дэй-Льюиса (я вообще не припомню случаев, когда Дэй-Льюис сыграл бы плохо или хотя бы посредственно). Этот актер настолько великолепно владеет своим лицом, что может, не говоря ни слова, с максимальной точностью передать любые эмоции своих персонажей. Смотрите фильм.