В главных ролях: Ричард Бартон, Элизабет Тейлор, Джордж Сигал, Сэнди Деннис. В ролях: Аньес Флэнеган, Фрэнк Флэнеган.
Награды: 5 "Оскаров" — лучшая актриса (Э.Тейлор), лучшая актриса второго плана (Сэнди Деннис), лучший художник, лучший оператор, лучшие костюмы. 3 премии "BAFTA" — лучший актер (Р.Бартон), лучшая актриса (Э.Тейлор), лучший фильм. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм, лучшая актриса (Тейлор). Laurel Awards — лучший фильм в жанре драма, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана, лучший актер. National Board of Review, USA — лучшая актриса (Тейлор). New York Film Critics Circle Awards — лучшая актриса (Тейлор). Гильдия сценаристов Америки — лучшая американская драма (Э.Леман).
У человека, что писал краткую завязку фильма для обложки DVD, явно либо не было времени посмотреть фильм дольше получаса, либо он ничерта в этом фильме не понял. "Вульгарная глупая жена Джорджа, которая надоела ему..." и что-то там дальше, что меня никак не вдохновило на просмотр, а после просмотра заставило ненавидеть вот таких тупиц, пишущих чёрт знает что про лучшее кино.
Джордж и Марта — большие дети. Они расхаживают пьяные по своему дому и скандалят. За них делается страшно, будто вот-вот придут их родители и накроют вечеринку в разгаре — настолько они выглядят детьми. Наверное, это от непосредственности Марты и от надутости Джорджа. Слишком непосредственности и слишком надутости. Марта Лиз Тейлор — сама отчётливость, сфотографированная молния, укол сетчатки — в каждом жесте, в каждом слове. Хочется сказать ей — "Только говори, говори что угодно, не останавливайся... И не уходи!" Глядя на них, сложно понять, как они оказались вместе, а в следующее мгновенье уже не понимаешь, как можно было допустить, что они не подходят друг другу. Также сложно понять и то, чего именно они пытаются добиться друг от друга: то ли любви и внимания, то ли войны и одиночества. И в этой пытке многократной рождается клинок булатный? Что же родится из этой серии приманок и отталкиваний? А пока зритель путается в чувствах и теряется в догадках, Джордж и Марта ждут гостей. Гостей, которых просил приласкать Папа.
Папу мы не увидим. Мы должны понять: Папа — это не человек, а миф о Боге-Отце, который вершит и правит по-своему всякую подвернувшуюся ему жизнь, и у простых смертных есть два варианта: либо покориться ему, либо отрицать его. Марта — несчастная дочь Бога-Отца, вынужденная человеческой своей сутью, вопреки Папиной критике, стремиться к своему простому надутому амбициозному Джорджу, херовому историку, но любимому человеку, в то время как суть сверхъестественная принуждает её приводить доказательства своего божественного родства с Папой, оглядываться на Папу, и с помпой возвещать страшную Папину волю, никого вокруг не жалея. Джорджу остаётся только смириться с ними обоими, копя и тая обиды для того, чтобы выплеснуть их, как грязную воду, в лицо Марте во время их жутковатых психологических игрищ, и в лицо Папе — со страниц рукописи, которая когда-нибудь всё же будет издана. Вы видите, что и Марта, и Джордж — жертвы своего положения? Жертвы, приносимые на заклание раз за разом и день за днём. Две несчастные сироты, лишённые всего и всех, и по привычке готовые лишить себя друг друга, но не способные выживать друг без друга. Однако это не всё.
Гости... Назовём их Новичок и Мышь. Это их просил приласкать Папа. Это они пришли в два часа ночи и составили декорации для новых игр, напиваясь, заискивая, хохоча и поддакивая божественной хозяйке. Совсем не интересно, как Марта выпускала когти на Джорджа и трогала мягкой лапой Новичка, видя в нём не только жертву своей скуки, но и завалящий повод досадить Джорджу в очередной раз, подпитав этой его досадой своё тусклое веселье. Гораздо интересней то, что общение с тупейшей церковной Мышью, до тошноты напившейся бренди, выглядит в исполнении хозяйки совсем иначе: оно не демонстрируется, чем даётся понять его недраматичность, обыденность и в общем-то нормальность. Выходит, женщина — не враг Марты, и не средство мести, и не объект мщения. Враги Марты — мужчины, причём это и Папа, назло которому был выбран Джордж, и Джордж, назло которому был использован Новичок, и Новичок, из которого был сделан мальчик на побегушках, и все, все, все остальные во веки веков, мерзкие уроды, что убивают живых женщин ради погони за бестелесными идеями!
Джорж и Марта не хотят откровенности. Они хотят зрелищ. Они желают видеть настоящие лица людей сразу, не сбивая впечатление однократностью встреч или длительностью дружбы. Они знают, что это за лица: сплошь оскалы. Опасность хождения по краю и отчаянье пустоты — это единственные сильные переживания, оставшиеся в их распоряжении, поэтому когда вдруг глухота пересиливает жизнь, Джорджу ничего более не остаётся, кроме как убить сына. Мальчик никогда больше не приедет к ним на свой день рождения, всё вдруг опало так же быстро, как и надулось, а честная игра в простое, понятное, явное человеческое горе вернула всё к началу. Все счета оплачены, и они снова вместе: поддерживают друг друга и прощают.