В главных ролях: Антон Гланзелиус, Томас фон Брёмссен, Анки Лиден. В ролях: Мелинда Киннаман, Кики Рундгрен, Леннарт Хьюлстрем, Инг-Мари Карлссон, Лейф Эрикссон.
Награды: "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. Bodil Awards — лучший европейский фильм. Guldbagge Awards — лучший фильм, лучший юный актер (Гладелиус). Independent Spirit Awards — лучший иностранный фильм. Лукас (МКФ фильмов для детей и юношества) — лучший детский фильм. New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм. Robert Festival — лучший иностранный фильм. МКФ в Сиэттле — лучший фильм. Young Artist Awards — лучший семейный иностранный фильм, лучший юный актер (Гладелиус, Киннаман)..
Надо признать, что хороших детских фильмов снимается непозволительно мало. Я имею в виду, что есть хорошие сказки и мультфильмы… но все-таки не хочется видеть на экране исключительно фантазмы режиссеров-инфантилов, играющих в детей. Хочется иногда реализма. Ведь если есть "социалистический реализм", то должен быть и некий "детский реализм". Режиссер Лассе Халлстрем снял прекрасно сбалансированный фильм, который, думается, придется по вкусу как взрослой, так и детской аудитории.
Фильм снят по книге Рейдара Йонссена (подозреваю, что автобиографической). Он же выступил соавтором сценария. Также подозреваю, что остальные три сценариста, включая Халлстрема, были однокашниками, учившимися на одном курсе киноинститута. По-крайней мере, годы рождения всех четверых сценаристов варьируются между 1939 годом и 1946. Судя по удивительной искренности и цельности кинофильма, эти ребята достигли редкого взаимопонимания. Так и вижу, как они собираются вчетвером за кружкой пива, вспоминают свое детство, антураж конца 40 — начала 50-х годов, и вносят точечные поправки в сценарий, а потом и в раскадровку…
Нам показывают историю 11-летнего (большего ему не дашь) Ингмара. Он живет вместе с умирающей матерью, братом, который старше его на несколько лет, и любимой собакой. Причем, Ингмар признается, что не знает толком, кого больше любит, мать или собаку. Его отец грузит бананы где-то в Бразилии… а может быть, это всего лишь очередное взрослое вранье, а на самом деле, отец давно бросил семью.
Чтобы мать отдохнула от суетящихся детей, старшего брата отправляют к дедушке и бабушке, а младшего — в деревню к дяде и тете, которые работают на маленьком стеклодувном заводе, обеспечивающем всю деревню рабочими местами.
Лето и зима в деревне, показанные через призму восприятия ребенка, выглядят совершенно изумительно. Невероятная передача чувств и эмоций! Это подлинная магия, которая вынимает зрителя из окружающей действительности и мягко покружает посредством чужих воспоминаний в твое собственное детство.
В фильме множество остроумных диалогов, нестандартных ситуаций, прекрасная актерская игра — особенно юных артистов. От фильма может отпугнуть его название, может показаться, что бедного зрителя ожидает душераздирающая история мученической жизни маленького мальчика. На самом деле, это не так. В фильме много юмора, радости, солнца.
Чтобы придать картине законченность, режиссер вводит в нарративный сюжет рефрен космического неба и закадровый комментарий главного героя, который утешает себя сравнениями собственной жизни с чужими жизнями, складывающимися гораздо более сурово. Это, к сожалению, скучновато.
Что касается финала, то полуторачасовой полет камеры заканчивается домом Франсона, а точнее, крышей и Франсоном на ней, крепящим черепицу. Этот джентльмен прервал работу только зимой — чтобы искупаться в проруби. Той же самой зимой случилась трагедия в жизни Ингмара, — умерла мать, а также он узнал, что его собака вовсе не была отдана на содержание в питомник на время, пока он тусует у дяди… Но весною боль от осознания двух жестоких истин улеглась, и жизнь вернулась в свое вечное русло.
Замечательный, захватывающий, очень атмосферный фильм, чем-то неуловимо напоминающий повесть Астрид Линдгрен "На острове Сальткрока".
Естественно, что после такой вдохновенной работы Халлстрем был приглашен в Голливуд. Там он снимал неплохие мелодраматические картины, и некоторые из них даже становились культовыми (например, "Что гложет Гилберта Грейпа?" с Джонни Деппом или "Шоколад", с ним же), но "Моя собачья жизнь" — это вершина творчества Халлстрема!