В главных ролях: Уильям Херт, Руфус Сьюэл, Дженнифер Коннели, Кифер Сазерленд. В ролях: Ричард О'Брайен, Аян Ричардсон, Брюс Спенс, Колин Фрилз.
Награды: 1998 — Специальное упоминание за исключителую кинематографию — National Board of Review, USA
1999 — Лучший оригинальный сценарий — Алекс Прояс, Лем Доббс и Дэвид Гойер (Film Critics Circle of Australia Award, Bram Stoker Award)
1999 — Приз зрительских симпатий — Алекс Прояс (Brussels International Festival of Fantasy Film, Amsterdam Fantastic Film Festival)
1999 — Лучший фантастический фильм — Алекс Прояс (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA).
Интересные факты о фильме:
Студия настояла на включении в фильм стартового монолога, объясняющего предысторию, которого не было в сценарии. Сам Прояс считает его необязательным, и советует зрителям смотреть первые три минуты (до появления персонажа Сьюэла в ванне) без звука.
В начале фильме показывают кинотеатр, у которого на афише справа можно прочесть: "Coming Attractions, Book of Dreams" — это предыдущий фильм Алекса Прояса. В конце фильма на кинотеатре видно вывеску с рекламой того же фильма.
Декорации этого фильма, включая крыши, здания и другие экстерьеры, были повторно использованы в фильме "Матрица". Как говорил один персонаж одного хорошего фильма, "это многое объясняет".
В фильме много умышленных анахронизмов, чтобы запутать зрителя относительно времени, в которое разворачивается действие.
Этот фильм имеет одну из самых маленьких в современном кино "среднюю продолжительность дубля" (Average shot lengths — ASL) — 1,8 секунд. Это значит, что практически каждые две секунды идёт монтажная склейка.
Персонаж "Мистера Хэнда" писался специально под Ричарда О'Брайана.
Персонаж доктора Шребера (Кифер Сазерленд) был создан под впечатлением от белого кролика в "Алисе в стране чудес". Кстати, в первой версии сценария, с этого персонажа в конце фильма живьём сдирали кожу.
Мелодия, которую инспектор Бамстед играет на баяне — "Синенький скромный платочек".
Идея с изменяющимися и вырастающими зданиями пришла Проясу в голову, когда на съёмочной площадке "Ворона" рабочие передвигали декорации.Версия для печати
Забавно, как в одном номере у нас встретились два фильма, по поводу которых в англоязычных источниках часто цитируют Роджера Эберта. Только если “Время бешеных псов” Эберт обосрал так, как никакой другой фильм в мире, но “Тёмный город” он напротив так хвалил, что Прояс должен ему по меньшей мере ящик “Tullamore Dew” (это я просто так написал, на самом деле я не знаю, что пьёт Роджер Эберт). Эберт поставил этому фильму 4 балла из 4, назвал его “Лучшей картиной 1998 года”, и включил его в свой список величайших фильмов всех времён.
Да и, чего греха таить, многие после этого фильма заговорили о Проясе, как о новой надежде Голливуда (после “Я, Робота”, правда, эта надежда стала постепенно таять). Я думаю, Прояса здорово подкосило то, что “Тёмный город”, если и не провалился в прокате окончательно, то, скажем так, собрал крайне скудную кассу. Да и критики, за исключением Эберта, не пИсали от картины кипятком. В целом фильм благожелательно приняли, но всё же значительно холоднее, чем он того залуживал. Я бы даже сказал, что “Тёмный город” — это один из самых-самых-самых-самых-самых-самых недооценнённых американских фильмов.
Пересказывать сюжет картины бессмысленно: достаточно сказать, что это крайне эстетский нуар, замешанный на добротной научной фантастике. Самое потрясающее в этом фильме — это то, как он умудряется держать баланс, представляя собой жанровое лоскутное одеяло, и каждые десять-пятнадцать минут меняя парадигму: сначала это параноидальный триллер, затем — полу-мистический боевик, затем — детективная драма, и, наконец, взрослая научная фантастика. Главный герой, потерявший память, но явно обладающий какими-то паранормальными способностями, путешествует по городу, где никогда не восходит солнце, и пытается понять, что за странные люди в чёрном его преследуют. Фильм очень напряжённый (а временами и довольно жуткий), и чрезвычайно красивый. Настолько эстетские картины делают чрезвычайно редко: практически каждый кадр здесь хочется повесить на стену в рамочке.
Интересно, что “Тёмный город” пролетел почти незамеченным, в то время, как вышедшая годом позже “Матрица” стала супер-мега-хитом. В действительности же, практически все сюжетные ходы и расклады “Матрицы” были в “Тёмном городе” (я, впрочем, далёк от мыслей о плагиате; скорее, сама идея витала в воздухе, кислотные девяностые подходили к концу). В “городе”, правда, не было ошеломительных боевых сцен, да и вцелом он подешевле, что не мешает ему быть безусловно более красивым и — я бы сказал — интересным, в чисто кинематографическом смысле. Я думаю, это сила рекламы. 27-миллионный эстетский проект без звёзд первой величины о каких-то абстрактных “людях из тёмного города” не может тягаться с дорогущим супер-боевиком с Киану Ривзом о том, что внутри каждого задрипаного компьютерного дрочера спит супергерой.
Так или иначе, “Тёмный город” занимает почётное место в коллекции каждого киномана, а надежда на то, что Прояс-таки потрясёт головой, возьмётся за ум, и слепит ещё что-нибудь достойное, всё ещё жива. Хотя, я вот посмотрел только что имдб — он снимает сейчас какую-то фантастику про учителя, нашедшего временной портал в школе, с Кейджем в главной роли. Блять. Ещё один фильм Николаса Кейджа.