Каюсь, поддался моде. Некоторое время назад по интернет-блогам пробежалась нарезка кадров “Новой Москвы”, не вышедшего на экраны фильма 1938 года, с изображением видов Москвы, какой она должна была бы быть по представлениям художников и архитекторов того времени. Потом в сети даже появился кусочек, то ли пять, то ли десять минут, где, собственно, эта новая Москва изображается. Ну я и полез посмотреть.
На самом деле, я понятия не имею, о чём писать рецензию, потому что добавить к напечатанному мне практически нечего. Да, как замечали всяческие дизайнеры, в фильме есть несколько забавных деталей, говорящих об эстетике времени. Букву “Ъ”, исключённую в то время из алфавита вместе с “ятью” и “ижицей”, повсеместно заменяют, если она нужна, на апостроф. Много надписей модерновыми шрифтами, “потакающими мещанским вкусам”. Героиня одета, как Одри Хепбёрн. Все эти кадры легко найти в тырнэте, если приложить старание, а мне не хочется быть повторюхой-мухой.
Действительно, в фильме изображается дикий темп перестройки Москвы. Вполне возможно, картину положили на полку именно из-за отдельных строительных зарисовок: есть там, например, эпизод, где художник рисует старое здание, которое должны убрать, и его начинают увозить (незнамо каким образом) прямо из-под носа у художника (типа, отвернулся — здания нет). Есть там даже и эпизод, где здания увозят прямо с жильцами, которые протестуют, и пытаются чуть ли не прыгать из окон. В общем, обсуждение этой темы тоже несложно найти в сети. Поскольку я не москвич, и даже не россиянин, меня формально-юридические или моральные вопросы перестройки Москвы задевают мало.
Сюжет пересказывать тоже бессмысленно. Традиционный такой коммунистический сюжетец. Какие-то Кулибины из российских болот, куда их послали делать город-сад, соорудили “живую модель Москвы”. Чтоб вы лучше поняли, что это такое — это больше всего похоже на детские игрушки, типа фигурок, выезжающих из часов во время боя. Такая платформа, по которой ездит игрушечная строительная техника, разрушает старые здания, и строит новые. Строит в стиле сталинского ампира, с элементами арт-деко и даже модерна какого-то. И вот один парень — спортсмен, комсомолец, и наконец просто красавец — едет в Москву, чтобы эту модель презентовать. По дороге чего-то теряется, чего-то находится, кто-то в кого-то влюбляется, в Москве образуется любовный треугольник, но в итоге, естественно, всё разрешается к удовольствию всех сторон, и главный герой презентует свою “живую модель Москвы” под апплодисменты публики. Ну, собственно, и всё.
И поскольку я не знаю, чего ещё писать, я вам теперь натыкаю тех самых, набивших оскомину, картинок. Забавно, насколько некоторые из них своей шахматной математичностью напоминают рисунки Мориса Эшера со всевозможными оптическими иллюзиями.
И венец всего — дворец советов — с разных ракурсов.
За исключением этих картинок в фильме, в общем-то, смотреть нечего. Всё остальное — как сказал бы Вова, "трогательная наивность молодого" кино, которую я бы назвал просто умственной отсталостью неразвитого.