Режиссер:
Алексей Октябринович Балабанов. Сценарий Алексей Балабанов, оператор Сергей Астахов, монтаж Марина Липартия, художник Вера Зелинская, продюсеры Сергей Сельянов, Олег Ботогов.
В главных ролях: Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Динара Друкарова, Алеша Дё, Чингиз Цыдендамбаев, Вадим Прохоров. В ролях: Лика Неволина, Александр Мезенцев, Игорь Шибанов, Дарья Лесникова, Татьяна Полонская, Ольга Страумит, Юрий Гальцев.
Награды:
2000 — лучший актер, лучший оператор, приз "Особое мнение" — международный фестиваль "Неделя фантастического кино" в Малаге 1999 — Спецприз жюри — Стамбульский МКФ; лучший режиссер, лучший фильм — премия "Ника".
Интересные факты о фильме:
Фильм снят целиком в сепии.
Используется музыка Эдварда Грига, Евгения Юрьева и Александра Гурилева.
Персонажа Виктора Ивановича Сухорукова в фильме зовут также Виктор Иванович.
Алеша Дё и Чингиз Цыдендамбаев играют сиамских близнецов. Чуваки, которые делали титры — Игорь и Олег Плаксины — тоже сиамские близнецы. А вот поют за них тоже не близнецы и даже не братья — Петя Овчинников и Витя АлюшинВерсия для печати
Оператор этого фильма, снятого целиком в сепии, тот же самый (Сергей Астахов), что оператор вневременного фильма того же режиссера, снятого на черно-белую пленку; снимать в монохроме сложнее; мастерство оператора, по-видимому, даже еще выросло за семь лет между фильмами, хотя это кажется маловероятным.
Фильм нарочито ретроспективный, в начале его титры, потом слова, как в реально старом "Аэрограде". Старое написание имен: Иоган, а не Йохан. В таком написании Хемингуэй будет Гемингвеем, весь Брокгауз и Эфрон так написан. Титры выполняют здесь не служебную, а вспомогательную роль — типа как голос за кадром: "Так Лиза в первый раз стала женщиной", "Так Лиза во второй раз стала женщиной"… Балабанов скопировал не только форму, но и неумение большинства старых кинематографистов передать сюжет чисто визуальными средствами; но у старых кинематографистов было оправдание: не было звука вообще. У Балабанова звук есть, и титры наводят на мысль о слабости сценария.
Канва при этом довольно плодотворная, и у Балабанова получилось довольно страшное кино; страшное — в данном случае, значит, чернушное, чернота в данном случае, как отсутствие света, или просвета, или надежды. Нагнать страхов и пугаться. Девушке Лизе после смерти отца до тех пор, пока не женится, назначают опекуншу, а опекунша оказалась родной сестрой порнографа-убийцы, которая и выдает за него девушку Лизу. И, типа, они там устраивают притон, и девушка Лиза мечтает уехать на Запад, а сиамские близнецы, которые поют песни на потеху публике, на Восток.
Тут смешно Балабанов посмеялся над тем, что все монголоидные лица для русского человека одинаковы; пока я не прочитал фамилии актеров, я был уверен, что в фильме снимались близнецы и отличал их только по взаиморасположению: справа или слева. А у них разные фамилии, я думаю, они даже не братья. Кстати, любопытно: однояйцевые сиамские близнецы по идее ближе друг к другу, чем просто однояйцевые; но геометрические мотивы позволяют их легче отличить друг от друга. Вообще близнецы в этом фильме прекрасные.
А вообще про этот фильм особо писать нечего, рецензия написана только из-за общей темы номера (ретро). Ну, там всякие довольно малоинтересные пертурбации, там как-то течет эта жизнь, все растут и взрослеют, уроды это люди, а люди это уроды (думаю, это основной посыл фильма). При желании, наверно, можно и Набокова здесь увидеть (я не увидел). Короче, рассказывается некоторая история, ретро притянуто за уши, я совершенно не понимаю, зачем тут сепия; как раз здесь на последних кадрах и вспомнился мне фильм Юфита (о чем и написал в рецензии на вневременной фильм), который (это я уже говорю про фильм Юфита) тоже оказался пустышкой, красивой оберткой пустоты.
Но красивой, красивой, чорт побери, красивой. Очень красивой местами. В общем, все уроды за этой оберткой, а кто не уроды, те уехали на Запад или Восток или умерли. Можно это понять и так, что такой уж у России генофонд, короче.