Режиссер:
М. Найт Шьямалан. Сценарий Найт. Шьямалан, Композитор: Джеймс Ньютон Ховард, Оператор: Так Фудзимото.
В главных ролях: Мел Гибсон, Рори Калкин, Хоакин Финикс. В ролях: Абигейл Бреслин, Найт Шьямалан, Патришия Калембер.
Награды: 2002 — Bogey Award.
Интересные факты о фильме:
Хоакин Финикс заменил Марка Раффало, который покинул проект по сотоянию здоровья.
Фильм снимался в Ньютоне, штат Пенсильвания (Шьямалан все свои фильмы старается снимать в Пенсильвании).
Фильм снимался на делянке сельхозшколы при Delaware Valley College, на которой были две посадки кукурузы на разных степенях вызревания.
При съёмке использовали новую поливочную технику, чтобы заставить кукурузу расти быстрее, Delaware Valley College после съёмок очень захотел заполучить такую же.
Мел Гибсон не знал, что ветеринара сбившего его жену играет режиссёр до тех пор пока они вместе не пришли на съёмочную площадку сниматься в эпизоде.
Вопреки обычному, Джеймс Ньютон Ховард смог начать писать музыку к фильму до того как фильм был снят. Ему помог работать детализированный сценарий Шьямалана.
Найт Шьямалан настаивал чтобы на постерах не было мордашки Мела Гибсона, потому что это не фильм одного актёра, и ещё чтобы он не отсылал к "Шестому чувству", а намекал зрителю, что это совсем другой фильм.
Грэм Хесс, которого сыграл Мел Гибсон сначала планировался как более возрастной персонаж. На роль рассматривался Пол Ньюман, но он отверг предложение, а вслед за ним то же сделал Клинт Иствуд.
Мрачная картинка из книжки о пришельцах была нарисована Салек Шьямалан, дочерью Найта.
Композитора Джеймса Ньютона Ховарда попросили писать намеренно вторичную музыку, остылающую к разным мрачным фильмом, типо "Близких контактов третьей степени" или "Психо". Открывающая музыка и главный мотив до боли похожи как на тему из "Психо" так и на тему "Сумеречной зоны".
История рождения детей главного героя — действительные истории рождения двух детей Шьямалана.
После окончания съёмок, компания пожертвовала весь урожай кукурузы в овощной магазин при колледже. Дом после съёмок снесли.
Имя Гибсона писалось как "Lem Nosbig", чтобы всякие левые люди были не в курсе в какие дни он присутствует на съёмках.
Об участии в фильме велись переговоры с Джонни Деппом%)))))).
Постер, который Хоакин Финикс разглядывает в военном вербовочном пункте — постер к одному из его фильмов ("Солдаты Баффало")
Шьямалан любит показывать в своих фильмах вещи в отражении монитора телевизора, а ещё любит чтобы в его фильмах люди гибли в автокатастрофах.
Пришельцы изначально имели женские фигуры и двигались по-женски. Однако потом было решено, что женские тела плохо передают угрозу исходящую от пришельцев и фигуры заменили на мужские.
Вчера порадовали мою мятежную душу и на грядущий сон показали уморительную комедию Найта Шьямалана "Знаки" с разными актёрами в главных ролях. Поначалу, пока был юн, я тоже принимал творчество Найта за чистую монету и приходил в ужас от тупости снимаемых им фильмов пока в один прекрасный момент мне не явилось озарение, декорированное ангелочками и бодхисаттвами. С тех пор нет для меня комедиографа краше Шьямалана.
Найт Шьямалан по отцу происходит из небольшого индийского племени малаяли численностью 35 миллионов человек. Тогда как мать — представительница другого индийского племени, тамилов, чья численность составляет по индийским меркам уже хоть что-то — 75 миллионов человек (воины этого племени прославились во время тамило-сингальской войне на острове Шри-Ланка). Только заручившись поддержкой тамилов, отец Шьмалана смог помочь сыну не затеряться в многолюдной Индии. Потом они уехали в Америцу, где со временем Найт сформировался в классика американского кинематографа. Какая чудесная доля — из представителя крошечного первобытного народца превратиться в вершителя судеб самого могущественного племени земли — и всё в рамках одной человеческой жизни, конечно тут уж сам индийский бог велел Найту заняться индийской культурной агрессией.
В Голливуде Шьямалан занял пустовавшую со времён выхода в тираж Джо Эстерхаза нишу бравого солдата Швейка — и принялся с жизнерадостным кретинизмом, сохраняя самую серьёзную мину, пичкать американскую публику американским образом жизни, иной раз настолько гиперболизируя американские ценности, что наверно даже самые пробитые пуристы задумывались — а являются ли ценностями эти категории, которые чуть на них посильнее надави, вызывают чувство неловкости и гадливости. Однако привычка сильнее здравого смысла и до сих пор Шьмалана в Америце никто не разгадал, и всё принимают его жестокий глум за чистую монету.
Свой метод Шьямалан демонстрирует и в фильме "Знаки". Нам показывают туповатого начисто лишонного эмоций священника, который утратил свою веру вместе с утратой жены. Он живёт с не менее тупым, зато менее ригидным братом. Мозг им заменяет сын главного героя, необычайно начитанный и внимательный мальчик, без которого герои не дожили бы и до начальных титров. Ещё есть милая младшая сестрёнка, наделённая редким даром — она считает, что вся вода в мире тухлая.
Личности главных героев поданы на редкость гротескно. Они оба пустые слабовольные неудачники. Одному хватило смерти жены, чтобы наплевав на "пути господни неисповедимы" и все труды отцов церкви, возроптать на господа и отвернуться от него, подобно обделённому конфеткой маленькому мальчику. Другой — умея жоско колотить по бейсбольному мячу так и не сумел выучить правила бейсбола и потому вынужден был расстаться с игрой. Переиначивая знаменатели вполне можно было бы назвать их семьёй вурдалаков, или на бивисо-бадхедовский манер семьёй упырей. Шьямалан просто какой-то аццкий сотона, раз рядит этих тетёх в одёжи героев. Он будто крысолов завораживает зрителей флейтой напускного пафоса и заставляет их послушно вживаться в образы персонажей, камуфлируя этих неспособных ни на что чудаков под ролевые модели.
На поле главного героя однажды утром не пойми откуда появляются круги. Ясен пень, посовещавшись с братом, они винят в происшествии каких-то местных забияк и собираются как-нть надрать им зад. Между тем круги множатся по всей планете, а вслед за кругами появляются инопланетные корабли, которые зависают над крупными городами и там висят. Просто висят. Режиссёром муссируется мысль, что вся вселенная походит на Америцу, воплощённую в героях его фильма — она тупа, нерешительна и непредусмотрительна. Между тем, главный герой и его брат заняты общением с полицией. Они всё время вызывают к себе копа — пустоглазую женщину, лишонную амбиций и спрашивают ее, что она предпримет насчёт их кругов. Планета стоит на краю гибели, а их заботят только удои кукурузы. Слава богу, что сын провидчески покупает в магазине книгу про инопланетян и проводит дни, штудируя её, он готовится к миссии спасителя семьи.
По ходу фильма между главным героев и его братом следует потешнейший диалог, в котором Шьямалан закапывает всю христианскую догматику вкладывая в уста героев мысль о том, что чудо — это когда отворачиваешься выплюнуть жвачку, а девушку которую ты собирался поцеловать выплюнув жвачку, в этом момент начинает рвать. То есть не "верую, потому что абсурдно", а верую, потому что ничто на земле не происходит просто так. Странно слушать кальвинистскую проповедь от последователя местных племенных культов, не правда ли?
Хичкок без сомнения любимый режиссёр любого человека. Шьямалан — человек, поэтому перед нашествием он заставляет героев, цитируя "Птиц", забить окна и двери досками и сидеть слушать как по крыше и чердаку кто-то ходит. Потом все перемещаются в подвал, ложатся спать а, встав утром обнаруживают, что радио снова работает и по нему сообщают, что инопланетяне чё-та взяли и улетели обратно. Это всё потому, что Уэллс без сомнения любимый писатель любого человека. И все романы об нашествиях должны заканчиваться как "Война миров", а не как "Похители тел" — иначе зачем нам вообще это?
Поднявшись из подвала и включив телек герои подвергаются нападению таившегося до того пришельца, которому главный герой в своё время отрубил два пальца. Теперь тот хочет получить пальцы назад ну или хотя бы проредить семью своего врага. Он хватает зашедшегося в астматическом припадке сына главного героя и семья оказывается парализованной, ведь на подобие мыслительной деятельности был способен только пленённый мальчик, прочие же тока и могут, что стоять и тупо смотреть на инопланетянина, занёсшего над малышом смертоносный шип. В этот момент главного героя озаряет, он видит на стене над братом биту, вспоминает последние слова жены и тупо рыгает ему: "Ударь наотмаш" "Чё?" — мутно отвечает ему брат. "Ударь наотмаш" — повторяет главный герой "Чё?" — снова мутно переспрашивает брат. Диалог продолжается ещё какое-то время, а в этот момент у утомлённого нарзаном инопланетянина (дизайну которого, кстати, позавидовал бы и Эд Вуд) из шипа вырывается слабый парок (экономили на спецэхвектах) прямо в нос астматическому малышу провисшему на его руках. Тут брат главного героя всё понимает, хватает биту и мочалит бедного пришельца что есть сил. В этом отчаянном жесте Шьямалан подводит под монастырь всю брутальность американского кинопродакшына — пафосно забить битой одинокого, покинутого пришельца — это и есть настоящий подвиг во имя Америцы.
А главный герой хватает сына, выносит на воздух, вкалывает ему лекарство и тут к нему возвращается вера — он понимает, что всё в мире взаимосвязано и что астма, которую он считал бедой была дана ему сыну с целью — она спасла его от удушливого пука пришельца (таким вот нехитрым приёмом Шьямалан в своём глумлении над западной цивилизацией подменяет религию фатализмом)! И более того, несчастные пришельцы, были знаком, что бог не забыл о главном герое и всё так же любит его. Собственно финал "Знаков" напомнил мне эпизод из "Путеводителя по галактике" в которой неизвестный кашалот падает на неизвестную планету и думает "какого хера?", вот наверно примерно так же наверно думали ведомые божественной волей пришельцы-гидрофобы, когда их корабли зависли над планетой, состоящей в основном из воды. Но, типа, чего поделать — раз Завет заключён, значит надо идти доносить до героя фильма "Знаки" простые истины.
Этим изысканным трюком Шьямалан подмигивает внимательному зрителю. Невнимательный-то уже давно плачет от смеха над вернувшимся в лоно церкви главным героев, а внимательный смекает, что главными-то героями фильма на самом деле были инопланетяне, повторившие подвиг Авраама, который если помните, по приказу господа понёс приносить своего единственного ребёнка в жертву. И вера в господа помогла ему пройти испытание, так же она помогла и инопланетянам, выполнив абсурдную миссию они вернулись в родные пенаты и, несомненно, получили профицит.
Кстати, помните в детстве мы учили стишок Бориса Заходера про какую-то девачьку, которая за завтракам словила горлом рыбью кость и вот она мучается, а на помощь ей кинута вся мощь совецкого народа — какой-то там врач мчится на скорой, рабочие перед его тачилой в миг разбирают горные завалы и прочая и прочая. Тот стишок говорил с одной стороны о том как прекрасно жить в совецкой стране, в которой всё для человека, а с другой намекал что в совецкой стране нормально, когда ради какого-то мелкого дела большая часть людей дерёт задницу искренне плюя на КПД, уходящий вообще в минус. Собственно и антирелигиозная комедия "Знаки" заставляет задуматься о похожих вещах — как в Ветхом Завете бокк безсистемно драл египтян просто чтобы они дали евреям уйти, так и тут бокк дерёт бедных инопланетян просто ради того, чтобы главный герой обрёл веру. Собственно а чего вы ещё ожидали от коварного приверженца местных племенных культов? Чтобы он всерьёз возлюбил Христа и забыл о Кали? Ха. Ха. Ха. Индийская культурная экспансия сопряжённая с осмеянием христианских ценностей будет продолжаться до победного конца.
пысы — надо ещё вот что сказать. Комедия "Знаки" была мощно спародирована в "Очень страшном кино-3". Считается, что пародия на пародию не может быть хороша, однако создатели сериала уже дважды доказывали обратное (первый раз — подвергнув осмеянию священную корову "Крика" в первой части). Казалось бы — ну как можно быть тупее главного героя фильма "Знаки"? Ответ прост — поглядите что вытворяет Чарли Шин в "ОСК-3". Лично я рыдаль и бильса головой об стенку. Это — навсегда. Всем чмоке. Ваше Нгоо.