"Хроники мутантов" — это крайне интересный, но, к несчастью, крайне беспомощный эксперимент в постановке "настоящего паропанка". С эстетической точки зрения фильм не просто великолепен — он потрясает воображение. Всё в нём выдержано, как дорогой французский коньяк. Общая стилизация под времена первой мировой войны, но с развитием ампирной темы в архитектуре и технологического прогресса до уровня космических кораблей (да-да, паровые космические корабли). Каждый персонаж — это совершенство стиля в одной отдельно человеческой особи. Каждая мизансцена — радость киномана.
В то же время, авторы фильма, не поскупившись на продумывание эстетики, растерялись, когда речь дошла до сюжета. Исключительно примитивный расклад (группа особей "с разными свойствами" должна дойти до конечной точки, и уничтожить зловещую машину ценой собственной жизни) оказалась подкреплена удивительно тупой философией. В сущности, метасмысл картины — "надо верить в бога". С богом ты чувствуешь много, только не чувствуешь зла. Забавно, что смысл изображаемой религии толком не понятен — не ясно даже, существует ли в этой религии вообще персонификация бога — я уж не говорю о каком-то распятом пророке, принесшем себя в жертву. Зато совершенно ясно, что положительные персонажи по фильму ВЕРЯТ — и в том черпают свою силу. При этом все их слова, жесты и поступки — эдакий апогей глубинного смысла, пафос как он есть, в своём истинном, первозданном виде.
Выглядит это всё, как если бы баспистская церковь, финансировавшая в пятидесятые годы съёмки "Плана 9 из открытого космоса" наскребла деньжат, и решила через 50 лет финансировать что-нибудь покрупнее. Дала создателям фильма полную свободу действий в плане художественного оформления, только заказала сделать картину пропитанной настоящей истинной верой. И на выходе получились "Хроники мутантов".
Помимо невнятной философии, у фильма есть ещё один серьёзный недостаток. Минуты приблизительно с пятнадцатой и до приблизительно сорок пятой на экране практически ничего не происходит. То есть, нам как бы что-то рассказывают, объясняют, завершают сет-ап, ну, то есть происходят полезные с точки зрения сценария процессы. Но, простите, если картина нуждается в сет-апе продолжительностью до сорок пятой минуты — это уже не полный метр, а могучий телесериал. В общем, если бы эти полчаса урезали, скажем, до пяти-семи минут — фильм бы только выиграл, зуб даю. Ничего такого сложного, для чего нужны были все эти объяснения, в кадре дальше не происходит.
Но всё равно — фильм очень красивый. Весь этот пар, клёпанный метал, ретро-футуристические приборы и машины, мутанты с клешнёй вместо руки, и мужественные одноклеточные герои... красота. За одно это фильм однозначно нуждается хотя бы в разовом просмотре.
Ну и небольшой бонус — Пертви. Как всегда умерщвлённый неожиданный образом. Я думаю, он себе специально роли подбирает по этому принципу.
А, и ещё один бонус. Получилось так, что я посмотрел этот фильм на следующий день после второго хэлбоя. И там и там главную роль играет Перлман, причём обе роли очень колоритные, и очень разные. Приятная такая полифония получилась. Хэлбой, кстати, классный. Ждите большую рецензию.
Футуристический паропанк. И заодно — главный фантастический фильм 2008 года.
В недалеком будущем человечество сожрало все свои ресурсы и было вынуждено вернуться к технологиям XIX века. Политическая картина Земли навсегда изменилась. Власть на планете принадлежит отныне четырем мегакорпорациям, которые ведут перманентную войну за полезные ископаемые — Баухаус, Капитолий, Империал и Мисима.
Царящий на планете хаос усложняется еще и тем, что на планету вторгся Темный Легион. Коллективный разум, состоящий из сотен человекоподобных мутантов. Понятно, что мутанты смертоносны и безжалостны. Они обладают научными технологиями, которые намного превышают земные. И что еще хуже — они способны бесконечно увеличивать свои ряды, превращая пленных землян в себе подобных.
Под натиском мутантов Земля уже готовится к массовой эвакуации, когда на сцену выходят монахи из Братства. Они предлагают правителям последний шанс для спасения человечества. - Мне нужно двадцать человек, чтобы спасти мир. - Двадцать человек для того, с чем не справились миллионы? - Да. У нас есть тайна, которую мы хранили на протяжении столетий. Вот она. - Бомба? Настоящая? - Да, самая последняя. - А она работает? - Мы не знаем. Но если ее взорвать в самом центре Машины, Которая Делает Мутантов, то мы сможем навсегда остановить вторжение. - Но для этого нужно проникнуть в Машину. - Для этого мне и нужно двадцать человек. - А как взорвать бомбу? - Для этого нужен ключ. - А он у вас есть? - Нет, но его можно будет сделать в Машине из подручных средств. - Но человек, который повернет ключ — погибнет. - Я и не говорил, что собираюсь возвращаться. Жизнь одного человека ради спасения миллионов — это достойная цена.
Главная проблема фильма — он снят на полном серъезе. В диалоге, который приведен выше, нет почти ни грамма постмодернисткой иронии. Перед нами суровое кино в духе британских фильмов про войну.
На что кино похоже? На “Небесного капитана” и “Войну бессмертных”. Похоже на все сто процентов, так как снято по такой же технологии. Живые актеры против компьютерных задников. По этой причине недостатки у этого фильма те же самые, что и у упомянутых фильмов. Излишние искусственность и статичность.
Хотя с подобным актерским ансамблем на эти недостатки можно смело наплевать. Томас Джейн и Бенно Фурманн рулят со страшной силой, а Перлману с Аоки просто отыгрывают привычные для них амплуа.
Сразу скажу, “Хроники мутантов” — вовсе не шедевр, но в списке “странных фантастических фильмов” для них наверняка найдется место по соседству с “Зардозом” или “Эквилибриумом”. Если вы все еще в недоумении и не можете понять, откуда этот фильм взялся на свет, поясню. “ХМ” — вольная экранизация настольной карточной RPG.
И последний нюанс. В российский прокат фильм выходит только в декабре, но в Сети он появился уже сейчас. Вот это и есть настоящая футуристика.
Это будет звучать глупо, но фильм с такой техникой съемки, эстетикой и Девон Аоки просто не может быть плохим. В этой троице важен каждый компонент. Дешевый стимпанк с полнейшим мискастингом в отношении выбора актера на главную роль, в некоторых местах нелепый, в некоторых — довольно жуткий. Россия оказалась в количестве немногих стран, где это покажут на большом экране, так что торопитесь — сеансы кино Б официально никак не закреплены, но на деле ими вполне можно наслаждаться.
История проста, как палка, — на землю падает странный механизм, углубившийся в земные недра. Через эн лет между миром, разделенным на зоны влияния корпораций, вспыхивает война, и один из боев (где плохо все кроме изрыгающих огонь пушек) происходит прямо над спящим устройством. Из черной дыры в земле начинают лезть мутанты, закалывающие своими смертоносными ластами всех, кто встречается на пути. Трупы они затаскивают в дыру, где из бравых солдат получаются такие же зверские создания. В общем, земля на грани гибели и спасти планету может только отряд воинов-добровольцев, среди которых монах Перлман и снайперша-мать Аоки. Цель для них сформулирована крайне конкретно — взрываешь что-то глубоко в дыре или все люди на земле умрут. В такой неспокойной обстановке и совершается подвиг.
Как ни странно, фильм зубодробительно серьезен, и именно поэтому быстро наскучивает. Самое яркое впечатление производит полет на специфическом стимпанковом аппарате — настолько же грязен, насколько любопытен. Все остальное время происходит невразумительная каша, украшенная миром, механизмами, брошенным городом, иссиня-черным небом. Пафосная такая штука, которая может быть рекомендована к ознакомлению любителям.