В фильме могли быть задействованы такие мастодонты музыки и кино, как Том Уэйтс, Мишель Пфайффер и Джордж Клуни, но, по разным причинам, этого не произошло.
Съемки фильма вместо старенького Олтмана заканчивал Пол Томас Андерсон.
"Театр Фицджеральда" — место не вымышленное. Там действительно проходили эфиры радио-шоу "Компаньон".
Юной звезде Линдсей Лохан изначально не нашлось места ни в сценарии, ни в кинофильме. И все же, засчет своей настойчивости, она завоевала место под софитом. Версия для печати
Для того, чтобы получить настоящее удовольствие от этого фильма, требуется одно из двух: либо быть поклонником музыки в стиле country&folk, либо испытывать большой интерес к закулисной жизни скромного, провинциального шоубизнеса с так называемым "человеческим лицом".
Написав эту глубокомысленную фразу, я надел ботинки, куртку и вышел из дома. А когда вернулся, то узнал, что Роберт Олтман умер. Это известие настолько меня шокировало, что я стал сомневаться в целесообразности дальнейшего написания рецензии. Во-первых, понятно, что теперь писать надо как-то по-другому, нежели я собирался писать, а во-вторых, слишком много совпадений. Почему именно 21 ноября я решил посмотреть фильм? Почему прервал рецензию на полуслове и по неизвестной причине выбежал из дома? Почему, наконец, Роберт Олтман умер тогда, когда я, наконец, просёк фишку его творчества и запланировал поподробнее ознакомиться с его фильмографией?.. В клинической психиатрии чрезмерно пристальное внимание, уделяемое совпадениям, называется синхронистичностью. Поэтому я больше не буду говорить о совпадениях. Попробую вернуться к фильму. Теперь, день спустя, я, кажется, в состоянии это сделать.
По сравнению с другими фильмами Олтмана, эта картина отличается какой-то особой теплотой, любовью к персонажам. Если помните, обычно Олтману был свойственнен сарказм и трезвый, жесткий взгляд на людей и вещи, их окружающие. Еще при просмотре я отметил, что в "Компаньоне" Олтман впал в такое же старческое благодушие, как и Альмодовар в "Возвращении" или Феллини в "Амаркорде" (впрочем, у них это случилось еще в пожилом возрасте).
Фильм "Компаньон" посвящен закату человеческой жизни и закату искусства в отдельно взятом местечке. Это местечко — маленький провинциальный городок, где находится старый театр, в котором проходит последний эфир закрывающейся на днях радиостанции. Действие разрывается между сценой и обширным закулисным пространством, превращаясь в типичный олтмановский калейдоскоп, человеческих характеров. Актеры, надо сказать, собрались зачётые, умеющие импровизировать: Мерил Стрип, Вуди Харрельсон, Джон К. Рейли, и даже Линдсей Лохан всеми правдами и неправдами попала на съемки последнего фильма мастера. Фильм лишен драйва, наполнен обычными, заурядными разговорами, незатейливыми шутками, в общем, жизнь, как она есть. Но… за кулисы проникает некая Dangerous Woman (Вирджиния Мэдсен) в белом плаще, становясь объектом пристального внимания охранника. Удивительно, что кроме вездесущей охраны эту женщину никто не замечает. Становится понятно, что это ангел, который за кем-то пришел, дабы препроводить на небеса. Роберт Олтман весьма негативно отнесся к появлению этого персонажа в сценарии, и его можно понять: слишком уж бесхитростный отсыл к магическому реализму, который Олтману всегда был чужд. Но, тем не менее, режиссер не стал препятствовать… и, видимо, зря. В результате, ангел забирает одного из старейших работников театра. Старик умирает, но эфир решают не прерывать. Эта сцена решена с традиционным для Олтмана юморком (за точность не ручаюсь):
– Вот ведь, блин… А ведь еще пять минут назад он ходил, пускал газы в атмосферу… – Может, он и сейчас пускает. Надо вызвать полицию!
У одной пожилой певицы смерть старика вызвала слезы, чуть ли не доходящие до истерики. И в качестве утешения ей преподносят слова, не лишенные здравого смысла, что, мол, когда умирают дряхлые старики, это не трагедия, это нормально.
Я же, когда смотрел фильм, не мог отделаться от мысли: а вот если бы наши российские кинематографисты снимали бы что-нибудь подобное… ну, например, взяв в качестве образца питерский "рок-клуб"? Что бы у них получилось? Вспоминается маленькая сценка из балабановского "Брата", где Данила Багров заходит "в гости" к Бутусову...