В своем роде гениальное кино, хотя тематика не дает мне оценить его высоко. Порой на каких-нибудь торжествах, днях рожденьях или визите в гости можно оказаться свидетелем чужой жизни, которая со стороны дает возможность увидеть все струны, управляющие участниками разговора или ситуации. То, что они скрывают друг от друга, становится совершенно явным для тебя, сидящего и наблюдающего за бытовой пьесой, в которую ты оказался помещен по воле случая. Каждый взгляд, реплика, движение выдают все мысли участников, они выглядят и жалко, и забавно, и напыщенно, и нелепо, и трогательно, и мерзко; они лгут, и лгут, и лгут, а из-под плохо натянутых масок то и дело показывается желание, простые страхи вроде страха быть смешным на публике или оказаться хуже брата, попытка самоутвердиться или жалобное "люби меня". В этом смысле какие-нибудь проклятые богом корпоративы или семейные сборы — неисчерпаемый источник. "Марго на свадьбе" — это из этой серии, причем, немного утрируя, режиссер добивается еще более сильного эффекта. Ты словно смотришь блестящую пьесу вроде "Лысой певицы" Ионеско, но не такую абсурдистскую.
В центре повествования — две сестры, которые давно друг с другом не общались. Марго (Николь Кидман) — нервный писатель, получивший определенную известность на рассказах, в которых она описывает жизнь своей сестры Полин, свои воспоминания, отца, мать, ситуации из детства и так далее. Типаж дерганого и высокомерного писателя-эксгибициониста, черпающего вдохновение исключительно в реальных происшествиях. Марго в каждом находит какой-то психологический сдвиг, у нее для всего есть диагнозы, сама она предпочитает быть рассудительной, а заодно подругой собственого сына Клода. Полин живет в материнском доме вместе с дочерью, она веселая, но "неустроенная", и в начале фильмы мы узнаем, что она собирается выйти замуж за какого-то жирного невротика-неудачника (Джек Блэк), в честь чего и приглашает Марго, с которой они давным-давно из-за чего-то поссорились. Марго принимает приглашение и приезжает вместе с сыном в старый дом, почему-то не захватив с собой мужа. С порога конфликт характеров дает себя знать — Полин изо всех сил старается быть дружелюбной, но ее комплименты — не комплименты для Марго, их старое дерево собираются срубить, соседи выглядят угрожающе, Марго "по-дружески" выдает сыну секрет Полин, все летит кувырком, а тут еще соседка в теле строит глазки Клоду. Описывать все не имеет смысла, это куча нанизанных друг на друга клубков. "Марго на свадьбе" — это трагикомедия положений. Причем она смотрится на удивление легко, пролетает мигом. Всего пара шагов за порог — и какие страсти закипают! ого-го. Скандал разгорается, в него вовлекаются все новые и новые лица, а скрытое становится явным прямо на глазах у детей.
Каждый из актеров выдал по полной. Даже придурок Джек Блэк находится на своем месте. Мы видим комплексы героя Блэка, видим открытость Полин, болтливость Марго, одновременно Клод и его кузина Ингрид знакомятся, забираются на запрещенную территорию соседей и получают "инициацию" ("городского парня" Клода кусает пацан-реднек), каждая ситуация влечет за собой другую, один чувствует себя не в своей тарелке в гостях, другой — дома, Марго залезает на дерево, подначиваемая Полин, застревает там, потом Клод захлебывается в бассейне. Все это происходит быстро, стремительно, приправлено постоянными потрясающе психологичными и живыми диалогами и иллюстрирует полное непонимание или чересчур обидное понимание между членами одной семьи. Боязнь постареть, боязнь открыться, желание отделиться от сестры и быть лучше, быть дальше, чтобы себя ни с кем не сравнивать, — вот только маленькие кирпичи происходящего. Успешность и неуспешность, кто здесь настоящий неудачник, а кто выиграл, — все это решит для себя зритель. Дженнифер Джейсон Ли и Кидман представляют такой сильный актерский тандем, что остается только присвистнуть, хотя кино отчетливо на любителя.
Многие люди с облегчением уезжают из семей, чтобы не сталкиваться с собственным образом, который складывается в местах детства. И Марго, и Полин, сходясь вместе, вынуждены этот образ снова наблюдать — неприятные замечания Марго заставляют страдать Полин, напоминания Полин ставят Марго перед фактом, что она далеко не всегда была такой, какой представляется перед публикой. Для них становится невозможным быть такими, как они нарисовали, перед детьми — сцена рушится. В итоге каждая лавирует, злится, радуется, бесится, пытаясь прикрыть этот неуместный и нежеланный образ, но вместо этого он становится еще более явным, сметая все защитные барьеры.
Больше всего мне понравилась тема матери-сына, которую Баумбах эпически раскрывает в самом конце. Марго решает отправить сына к отцу, говорит, что должна его покинуть, что он должен уехать самостоятельно и научиться жить без нее, и сажает Клода в автобус. Тот вежливо отнекивается, но, сев, даже не оборачивается в сторону матери, основательно устав от такой подруги. Он взрослеет и становится готов к свободному плаванию. Автобус отъезжает. Марго, заметив, что сын даже не машет ей рукой, вдруг срывается с места и, потеряв стыд, мчится за автобусом, пока кое-как не догоняет его. Садясь рядом с сыном, она спрашивает: "Ты видел, как я бежала? Ты видел?". Сын кивает, рассеянно глядя вперед. На самом деле он даже ни разу не посмотрел в ее сторону.