Режиссер:
М. Найт Шьямалан. сценарий: М. Найт Шьямалан, Оператор: Так Фудзимото, Композитор: Джеймс Ньютон Ховард.
В главных ролях: Марк Уолберг, Зуи Дешанель. В ролях: Джон Легуизамо, Эшлин Санчес, Джереми Стронг, Бетти Бакли и другие, а также М. Найт Шьямалан в роли Джоуи.
Интересные факты о фильме:
- Шьямалан писал сценарий, держа в голове Уолберга как исполнителя главной роли;
После этого фильма уже ни о кого не осталось сомнений, что пора Шьямалана отсылать вверх по алфавиту — из Голливуда в Болливуд. Впрочем, уже и этот фильм снят одной ногой там, другой аж там — в выходных данных значатся обе страны: Индия-США. И нечего пенять на стилистику предыдущей фразы, ибо такое впечатление, что и впрямь фильм делался именно ногами, а сигналы, поступающие в них из шьямаланского мозга, фильтровались жопой.
Задумка фильма хороша, многообещающа, эдакая смесь "Птиц" Хичкока, "Психов" Ромеро, "Дня триффидов" и "Дня животных" (плюс нельзя не вспомнить роман Дэйва Уоллиса "Молодой мир"), но реализация — хуже некуда. Во-первых, убили все впечатление идиотские разъяснения происходящего, мол, все растения сговорились и выделяют токсины, потому что таким образом природа делает первое китайское предупреждение человечеству, прежде чем прибить его молдавскими гвоздями к шведской стенке — в такого рода мистериях лучше ничего не объяснять, потому что и создатель фильма будет умнее казаться и смотреть необъяснимое интереснее. Во-вторых, бесят своей дебильностью (в медицинском смысле этого слова) главные действующие лица, которые, тем не менее преподносятся как люди исключительного ума и вообще, едва ли не ролевые модели. Помните фильм "Вулкан", где Томми Ли Джонс, игравший какого-то штриха, навроде министра по чрезвычайным ситуациям, спрашивает: — А что такое магма? — Лава, отвечают ему. — А-а, лава! Так вот, в этом фильме все гораздо запущеннее. Здесь персонажи тупят не то что, скажем так, на макроуровне, а на уровне внутренней логики вымышленной реальности фильма.
Есть, конечно, в фильме несколько впечатляющих, довольно сюрреалистичных эпизодов (строители, которые как груши сыплются с новостройки; лестницы, приставленные к деревьям вдоль дороги и грозди висельников над проезжей частью; пистолет, который переходит из рук в руки; служащий зоопарка, скармливающий свои конечности львам; чувак, который лег под комбайн), но они атмосферы не делают. Но больше всего в этом фильме бесит, что Шьямалан сэкономил на противогазах, защитных костюмах и пр. В подобной ситуации их бы с вертолетов в толпу сбрасывали, не говоря уж о том, что судя по антитеррористической истерии в Штатах (как в реальности фильма, так и в реальности вообще) у многих граждан таковые наверняка нашлись бы в закромах. Да хотя бы "лепестки". Не говоря уж о каких-то гэошных методах типа "нассал в шапку, приложил к носу". Один лишь кадр на весь фильм, да и тот подан в юмористическом ключе — пожилая пара сидит в противогазах перед телеком, бабушка вяжет. В общем, из-за того, что в мире Шьямалана отсутствуют все эти само собой разумеющиеся реалистичные детали, сразу же возникает недоверие, возникает впечатление, что фильм не о человеках разумных, живущих в мегаполисе, а о стаде баранов на отдаленном пастбище. Хотя нет, не вызывает — Шьямалан даже не показал того, что толпа во время паники действительно превращается в стадо. Никакого ужаса от происходящего не возникает. Вместо кошмара какой-то скучный, вялый исход. Он бы, прежде чем браться за апокалиптическое кино, посмотрел хотя бы тот же недавний фильм Спилберга про войну миров, или тех же "Психов" и "Триффидов", массу фильмов о ядерном холокосте, всякие иные фильмы-катастроф... Раз уж своих ума и фантазии нету.