Режиссер:
Дэвид Лин. Сценарий: Энтони Хейвлок-Аллан, Дэвид Лин, Сесил МакГиверн, Рональд Ним, Кэй Уолш (по одноименному роману Чарльза Диккенса), Оператор: Гай Грин, Композитор: Уолтер Гер, Продюсеры: Энтони Хейвлок-Аллан, Ronald Neame.
В главных ролях: Джон Миллс, Энтони Вагер, Валери Хобсон. В ролях: Джин Симмонс, Алек Гиннес, Бернард Майлз, Френсис Л.Салливан.
Награды: 2 "Оскара" — лучший оператор (в черно-белом цвете), лучший художник (в черно-белом цвете)..
Интересные факты о фильме:
Оператор Гай Грин заменил Роберта Краскера, поскольку Дэвид Лин счел, что Краскер не справился со сценами на болоте.
Дэвид Лин не был особенно начитанным человеком, и о существовании "Больших надежд" узнал только в 1939 году, когда его жена Кей Уолш (она же соавтор сценария к фильму) затащила Дэвида в театр. В той постановке Герберта играл Алек Гиннес. Впоследствии он же сыграет Герберта в фильме Лина, а также снимется в других пяти картинах режиссера. К слову, роль Герберта станет первой большой ролью Гиннеса в кино (в предыдущих ролях Гиннесу даже не приходилось раскрывать рта).
При съемках Лин пытался добиться максимального реализма.Версия для печати
Фильм снят по позднему роману Чарльза Диккенса (1860), который считается полуавтобиографическим. Маленький мальчик по прозвищу Пип, находящийся на воспитании у своей сестры, весьма жесткой по характеру, и ее мягкотелого мужа, кузнеца Джо, встречает на кладбище у родительской могилы сбежавшего арестанта. Тот его запугивает и требует еды. Перед рассветом Пип приносит еду и выпивку. Эта история заканчивается тем, что арестанта все-таки ловит полиция и отвозит его на лодке туда, откуда он сбежал — на островную тюрьму. А потом Пип устраивается на работу в замок мисс Хэвишем, старой девы, карги, у которой расстроена психика из-за того, что много лет назад бросил жених. Практически все свое время она проводит гостиной, где находится затянутый паутиной стол, где пылится свадебный пирог, давно превратившийся в камень. В задачи Пипа входит "играть". Мысль о том, что Пип нужен мисс Хэвишем для того, чтоб живость сельского ребенка вдохнула в старые стены замка жизнь, довольно быстро развенчивается объяснением мисс Хэвишем, которое она прямолинейно дает Пипу. Дело в том, что у нее есть воспитанница, ровесница Пипа Эстелла. Это очень красивая, но гордая и бессердечная девочка. Мисс Хэвишем хочет, чтобы Эстелла разбила Пипу сердце, отомстив тем самым всему мужскому полу за мисс Хэвишем. Собственно говоря, так оно и происходит. Естественно, что тем, кто не читал роман, трудно в полной мере оценить глубину страданий Пипа. В его душе появляется страстное стремление подняться на другую ступень социального общества, стать джентльменом, который был бы ровней Эстеллой и хорошей для нее парой. Однако, вскоре "служба" у мисс Хэвишем заканчивается, и до 20 лет Пип вкалывает в кузнице Джо. Тогда вдруг появляется солидный адвокат, мистер Джаггерс, ведущий, к слову, дела мисс Хэвишем, и говорит, что на Пипа возлагаются "большие надежды" — некий таинственный добродетель хочет, чтобы Пип ехал в Лондон и становился джентльменом. Отныне ему полагается неплохое жалованье только за то, что тот попытается стать приличным человеком. Вперед! Пип едет в Лондон, твердо веря, что этот благодетель — мисс Хэвишем, которая желает, чтобы он воссоединился с Эстеллой…
Юлия Ульяновская считает, что те, кому нравится Чарльз Диккенс, — полные придурки, поскольку сам Диккенс наделен многочисленными комплексами, раз придумывает такие сюжеты. У меня же этот роман входит в число любимых романов. Когда я читал его в детстве, то хохотал как умалишенный. Интересно, что Дэвиду Лину хорошо удалось передать одну характерную черту романов Диккенса: чувство социальной неустроенности (автобиографичность романа как раз заключается в том, что зажиточная семья Диккенса разорилась, когда он был ребенком, его отец попал в долговую тюрьму, а сам Чарльз оказался на фабрике по производству ваксы, и это отразилось на всем его творчестве. Диккенс был яростным критиком капитализма). Диккенс старался придать фильму реалистичности, и она, вкупе с сюжетом, предполагающим вечную зависимость Пипа от кого-то другого, производит тягостное впечатление. При этом роман написан ретроспективно, от первого лица, и с потрясающим чувством юмора. И вот этого чувства юмора фильму как раз не хватает.
Чуть ли не ключевой фигурой в фильме выступает адвокат Джаггерс, — как незыблемый оплот, что-то поистине стабильное в этом изменчивом мире. Кажется, что не он лавирует в законе, а закон и люди лавируют вокруг него. Это веяние нового времени. Джаггерс является хранилищем тайн, как прежде этим хранилищем тайн являлись готические замки по типу того, в котором живет старая, выжившая из ума мисс Хэвишем.
Диккенс написал две альтернативные концовки романа, но в результате остановился на более оптимистической, где Пип и Эстелла расстаются друзьями. По требованиям коммерческого кинематографа Дэвид Лин пошел еще дальше: Пип и Эстелла любят друг друга и отныне всегда будут вместе. Пип фактически спасают Эстеллу, которая собралась повторить судьбу мисс Хэвишем, то есть, навсегда засохнуть в замке. Он срывает тяжелые шторы, ломает ставни, и в помещение врывается солнце впервые за десятилетия. Впереди новое позитивное время, а вся эта пыльная гОтичность и тьма страданий должны быть похоронены в прошлом.
P.S. В роли друга и соседа Пипа, Герберта, снялся Алек Гиннес. Очень трудно узнать в этом парне (на иллюстрации справа) будущего Оби Вана Кеноби :)