Есть такой киножанр "prison" — фильмы о тюрьме. Они скучные, унылые, серые, однообразные. Поэтому Кимкидукъ исковеркал этот жанр феерией. Расфейерверкал, как говорят йужнакарейцы*.
"Вздох", или, если угодно, "Дыхание" — нетривиальная история любви двух заключенных. Один из них сидит в настоящей тюрьме, ждет смертной казни за убийство жены и ребенка. Время от времени он пытается покончить с собой очередной заточкой, в которую ненароком превращается очередная зубная щетка, каковой его сокамерники для декорации и мастурбации выцарапывают на стенах камеры голых баб. Из-за того, что зек постоянно повреждает себе горло, мы за весь фильм не услышим от него ни слова. Поэтому роль исполнил тайваньский актер, который ни бэ ни мэ по-корейски — нам он известен по мистическому триллеру "Шелк", где он исполнил роль полицейского, расследующего загадку призраков. Впрочем, если мне не изменяет память, ни один из его сокамерников тоже не издал ни звука. Даже влюбленный в него педераст весь фильм молча мучился от своей безответной жопохоти, лишь гримасничая и распуская руки.
Второй заключенный — женщина, домохозяйка. Ее тюрьма — скучная семейная жизнь с каким-то неприятным офисным хуйком плюс психологические путы от кое-чего перенесенного в детстве. В общем, чувихе вдруг стукнуло в голову посещать в тюрьме вышеупомянутого зеку, о котором она услыхала по телеку, типа, скрасить его последние и свои серые дни, а заодно и совершить идеальное преступление — ведь она псих! — и принести ему и себе избавление. Как это все многоуровнево связано с названием фильма — не рассказ, смотреть надо, чтобы не подцепить разрушающую интерес от просмотра болезнь под названием спойлер. По той же причине я зась тут пиздеть про то, как проходили свидания в тюряге — это, как я уж писал, феерия.
Сам Ким Ки Дук сыграл начальника тюрьмы. Его лица вы не увидите — лишь носки ботинок и отражение в мониторе. Это его появление сродни появлению Ларса фон Триера в его последнем на сей день фильме про самого главного босса. Только Триер там, отражаясь в стеклах небоскреба, нарочито развеивает киношную магию, Ким Ки Дук же напротив — сгущает. Вообще, слагается такое мнение, что фон Триер как реж начал за здравие, а кончает за упокой, а Ким Ки Дук — начал за здравие, кончает за бессмертие.
А еще в этом фильме сильнейшая сцена есть. Там, короче, зеки эти спят на полу прижавшись друг к другу, для сугреву. Так вот, когда один во сне умер, остальные, не просыпаясь, от него, хладного, откатились. Потрясающе!