Награды: Black Movie Awards — лучший режиссер (Спайк Ли) .
Интересные факты о фильме:
Фильм был снят всего за 39 дней.
Режиссером должен был стать Рон Хоуард, но он предпочел поработать над "Нокдауном" ("Cinderella Man"). Хотя, казалось бы, синдерелла мэн, инсайд мэн, какая разница...
В конце фильма подруга персонажа Дэнзела Вашингтона читает книгу "Дневники Готэма", роман, который Спайк Ли написал совместно со своей женой Тоней Льюис Ли. Версия для печати
Спайк Ли, единственный по-настоящему состоявшийся черный режиссер, снял свой первый сугубо жанровый фильм на благодатную, но затасканную и разработанную, казалось бы, донельзя тему — об ограблении банка. Но разве можно здесь придумать что-то новенькое? Сценарист, конечно, придумал кой-чего: заставил, например, грабителей переодеть всех заложников в одинаковые малярные костюмы, чтобы самим смешаться с этой толпой. Интересный ход, раньше я такого, как будто, не видал. Вообще столько вариантов грабежей уже придумано кинематографистами, что остаётся удивляться, почему в Америке до сих пор остаются девственными многочисленные филилалы банков?
Впрочем, это проблема американских грабителей. Задачей же Спайка Ли было сделать напряженный драматический триллер. К делу он подошел ответственно и вдумчиво. Прежде всего собрал приличных характерных актеров: позвонил своему любимцу Дэнзелу Вашингтону, потом выписал из Британии Клайва Оуэна, приставил к ним Джоди Фостер и своевременно вспомнил о существовании Уиллема Дефо, который в фильме выглядит удивительно помолодевшим. Спайк Ли обстоятельно нагружает главных персонажей жизненными обстоятельствами, родственниками, многочисленными связями с второстепенными персонажами, расширяет число действующих лиц, превращая фильм чуть ли не в подобие "Нэшвилла". Но надо признать, что такая многоплановость изрядно тормозит развитие событий. Кроме того, даже работая над триллером, Спайк Ли объезжает своего любимого конька — тему взаимоотношений людей разных рас, собравшихся на крохотном пятачке Манхэттена: в банке и его окрестностях, оцепленных полицией. То и дело простое и понятное противостояние бандитов, заложников и полицейских окрашивается в различные цвета и оттенки. Из серой толпы "маляров" вытряхивается то индус, то негр, и у каждого свои тараканы в голове. А грабители вообще "говорят по-албански". Собственно говоря, ничего удивительно, что лидер бандитов Далтон Рассел (Клайв Оуэн) оказывается в результате хитрым, умным, но, главное, хорошим парнем, которого сподвигло на ограбление не столько цель наживы, сколько Идея. Видите ли, владелец банка нажился в свое время, сотрудничая с нацистами!
С постановкой фильма Спайк Ли управился за месяц, и картина, моментально получившая признание публики, теперь, скорее всего, получит продолжение. Если это действительно случится, то останется только сожалеть о том, что видный и по-своему уникальный режиссер независимого кино тоже оказался проглочен Толстым и Всесильным Голливудом и перемолот в мелкую муку на этой фабрике грез.