Режиссер:
Хосода Мамору. Сценарий — Сатоко Окудера по произведению Ясутаки Цуцуи, музыка — Киоси Йосида.
Награды: Японская киноакадемия — лучший анимационный фильм (2007)
Tokyo Anime Awards — победитель в номинациях: * лучший аниме-фильм года * лучшая история/работа * режиссёрская премия — Мамору Хосода * лучший сценарий — Ясутака Цуцуй * за достижения в области искусства — Нидзо Ямамото * за дизайн персонажей — Ёсиюки Садамото (2007)
11-й фестиваль анимации в Кобе — лучший фильм (2006). .
Интересные факты о фильме:
- в принципе, это сиквел. В оригинальном произведении главной героиней была тетя Макото;
Роман Цуцуи экранизировали не раз, но я не ожидала, что под незамысловатым названием кроется это. "Девочка" — совершенно невероятная штука, оставляющая после себя просветленное весеннее небо и ностальгию о неслучившемся. Как-то не успеваешь заметить, когда обычная школьная история превращается в настоящую драму о потерях. Вызывает острое ощущение печали, удовольствия, мечтательность и сожаление о собственных ошибках.
Макото — веселая девчонка, немного безответственная, немного забавная. Но день для нее не задается — она опаздывает на урок, оказывается не готова к контрольной, на уроке кулинарии устраивает бардак, на нее падает какой-то толстый парень, а под конец отказывают тормоза велосипеда — и она летит прямиком под поезд. Но каким-то чудом ей удается избежать смерти — после инцидента в кабинете химии она может прыгать во времени. Ей дается определенное количество прыжков, которые Макото тратит на всякую ерунду прежде, чем понимает, что от ее действий зависит хрупкое бытие и жизни друзей. К тому же, когда не страдает она, страдает кто-то другой.
К сожалению, я должна признаться, что описать "Девочку" сложно. За простенькой оболочкой скрывается отличная вещь. Во-первых, она потрясающе нарисована. Все здесь устремляется вверх, воздушное и легкое, теплые оттенки ласкают зрение. Во-вторых, она рассчитанно точно ставит перед болью. Эта боль из серии: "Я бы отдал все на свете, чтобы ты не вырос и никто не называл тебя Снуп". Каждый, у кого были друзья, помнит это ощущение, когда хочется, чтобы так оставалось всегда. Почему-то фразу "Я хочу, чтобы мы всегда были вместе" обычно используют в любовных историях, хотя для друзей она подходит гораздо больше. У Макото друга два — серьезный Коске и энергичный Чиаки, оба ее по-своему любят, но Макото поворачивает время то так, то эдак, чтобы не столкнуться с этой ясностью, чтобы вечно петь караоке и играть втроем в бейсбол, мотая пленку реальности от конца к началу.
Начав раскручивать одну проблему, авторы переходят к другой, ведь изменения времени небезопасны — пустив историю по другому руслу, можно нечаянно сделать так, что твой сломанный велосипед возьмет невиновный человек. Макото прозревает так внезапно и так мощно, что зритель полностью теряет ощущение отрезанности от экрана. Кажется, что еще чуть-чуть — и ты рванешь к переезду вслед за ней. Сделав что-то хорошее, сталкиваешься с последствиями, и вот уже сложно понять, куда стоит переместиться, чтобы все распутать.
Тема дружбы и любви раскрыта в "Девочке" крайне трогательно. Все трое друзей достойны друг друга, и не хочется их терять. Безмятежность пейзажей, река, велосипед, летняя звенящая тишина, — граница перед будущим, которое Макото никак не хочет пересекать. Фантастический элемент разрешен в духе "Двери в лето" Хайнлайна, а это, по-моему, самый удачный из многих вариантов. Интересно и то, что вместо того, чтобы отменить мировую войну или сделать еще что-то громадное, Макото прыгает во времени, чтобы помочь друзьям или съесть пудинг, но это хватает за горло гораздо сильнее. И вроде бы нам стотысячный раз сказали, что время не игрушка, но слезы льются ручьем и хочется пойти во двор к другу.