Режиссер:
Питер Хайамс. Сценарий Томас Дин Доннелли, Джошуа Оппенгеймер и Грегори Пуарье по одноименному рассказу Рэя Брэдбери, оператор Питер Хаймс, монтаж Сильви Ландра, композитор Ник Гленни-Смит, продюсеры Говард Болдуин, Моше Диамант, Эндрю Стивенс.
В главных ролях: Бен Кингсли, Эдвард Бёрнс, Кэтрин МакКормак. В ролях: Хайке Макатч, Вильфрид Хоххолдингер, Дэвид Ойелово, Уильям Армстронг, Кори Джонсон, Джемима Рупер и др..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимали еще в 2002 г. в Праге, но в это время там как раз было наводнение (если помните, как раз тогда появились футболки с надписью 'My father was in Prague during the flood and all he managed to buy was only this lousy t-shirt'), и все декорации и большинство материалов погибли. Из-за этого (или не из-за этого) во время пост-продакшна разорилась одна кинокомпания, и фильм пришлось доделывать другой. Поэтому фильм вышел только в 2005-м г. А планировали, между прочим, в 2003-м! Вот такая грустная история.
От всего этого, вероятно, фильм и провалился в прокате — собрал всего $8 млн, в то время, как стоил $52 млн.
Первоначально вообще снимать филм должен был режиссер Ренни Харлин, а в главной роли сниматься — Пирс Броснан. Однако Ренн Харлин вообще хотел отказаться от бабочки. От рассказа Брэдбери не осталось бы вообще ничего.
В фильме имеется супермаркет под названием 'Slota', названный по фамилии жены режиссера.
По этому фильму в 2004 г. была выпущена игра для геймбоя с одноименным названием.
И исходный рассказ Брэдбери, и фильм, и игра дословно называются "звук грома". Настоящее название придумано переводчиком Львом Ждановым. В сети полно копий этого текста.
Брэдбери не перевернулся в гробу только потому, что на момент релиза фильма он был еще жив.
Существует детектив Фридриха Незнанского "...И грянул гром", выпущенный издательством АСТ в серии "Марш Турецкого". Скорее всего, этот детектив не имеет никакого отношения к рассказу Брэдбери.
Владелец фирмы, занимающейся сафари во времени, сравнивает своих клиентов с Марко Поло, Христофором Колумбом и т.д. Среди прочих — некий Чарльз Брубакер, первым высадившийся на Марсе. Это персонаж другого фильма Хаймса 'Capricorn One' (1978). Чарльза Брубакера играл актер Джеймс Бролин.
По сюжету чуваки в прошлом охотятся на аллозавров; по сюжету же они отправляются на 65 млн дет назад; при этом аллозавры вымерли примерно 145 млн лет назад.
Один из чуваков понимает принцип неопределенности Гейзенберга как то, что "ничто не может быть определенным". Так он отмазывается от починки оружия. Дескать, все равно не починишь. И отмазка проходит!
Этот фильм являет нам пример, как можно из маленького рассказа сделать полносюжетный блокбастер (плохой, правда; но это ничаво, его пример другим наука).
В рассказе Брэдбери имеется фирма, организовывающая сафари во времени; чуваки попадают в прошлое, давят там бабочку, возвращаются и видят мир изменившимся, не капитально, а как сквозь волшебное кафкианское стекло.
В фильме Хаймса имеется фирма, организовывающая сафари во времени; чуваки попадают в прошлое, потом возвращаются, на следующий день пытаются снова попасть в тот же момент прошлого, но промахиваются на пять минут и чуть не гибнут от извержения вулкана; кстати, навязчивое попадание в прошлое в чем-то сходно с таким же попаданием в "Зеркале для героя", однако тут оно происходит по воле героев, для попадания в момент прошлого нужно совершить некоторые действия; рутина.
Спасшись от вулкана, чуваки начинают выяснять, что случилось, и приходят к выводу, что что-то они в прошлом порушили; людям, которые читали Брэдбери, уже ясно, что это бабочка, но персонажам-то фильма это неведомо! Брэдбери они не читали. И эту несчастную долбаную бабочку они ищут почти весь фильм.
Тем временем прошлое ведет свое наступление на настоящее! Убив бабочку, эти чуваки нарушили ход эволюции! Но — вот в чем изменение! — прошлое меняет настоящее не сразу, а волнами! Так называемыми "волнами времени". Первая волна поменяла климат, вторая — растения, третья — насекомых, и так далее. Волны накатываются с некой непонятной периодичностью, и всем становится все хуже.
Попасть в прошлое и изменить там что-нибудь нельзя, потому что волны времени препятствуют этому! Последняя волна времени должна изменить саму сущность людей, и всем настанет пиздец! Поэтому настоящий изобретатель машины времени (девушка, с которой у главного героя секса не было, а не подлый фабрикант, организовавший сафари), придумала запустить чувака на год раньше события, потом к самому событию, чтобы он там все исправил. Только надо знать, что исправлять. И вот эти чуваки сначала ищут пресловутую бабочку, потом пытаются запустить машину времени, и все это в условиях все более и более страшного пиздеца. Им мешают ядовитые лианы, муравьи, сходящие с ума люди, помесь бабуинов и велоцирапторов, помесь бабуинов и летучих мышей, ужасные рыбы и так далее. Понятно, что простор для сценариста огромный, даже странно, что фильм получился таким плохим. В финале герой остается один, последняя волна времени все смела, но он успел отправиться в прошлое и спасает человечество!
Действие происходит в 2055 году. Этот режиссер, кстати, снял "Одиссею 2010", а также фильм о полете на Марс. Тянет его в будущее. Фильм ужасный, но смотреть ужасно смешно.
Ужасный потому, что никакие торчащие нити не связываются в узелки. Например, Хайке Макач, которая играла сексуальную злую принцессу в "Призраке в законе", играет в этом фильме сексуальную путешественницу во времени, которая в самом начале переспала с главным героем, а потом куда-то проебалась. Зачем, почему? Не дает ответа. Или, скажем, Бен Кингсли-злобный фабрикант. Он тоже вдруг куда-то проебывается. Или, например, странно, что в первый раз волны времени не помешали отважным путешественникам, а потом стали мешать. Или, например, чудища, помесь бабуинов и летучих мышей проснулись и пожрали продажного правительственного чиновника только после того, как остальная компания их заметила и в молчании удалилась — а до этого они орали и говготали как бешеные. Кроме того, будущее здесь какое-то неубедительное, комбинированные съемки напоминают о фильмах шестидесятых годов, спецэффекты какие-то дурацкие.
Но от всего этого и смешно. Смешно, например, как все боятся этой волны времени. Волна времени очень круто переворачивает машины! Человек, не добравшийся до прошлого (ему помешала волна времени), в панике возвращается и кричит криком:
— Приближается еще одна волна времени!
Все, натурально, в ахуе.
Или изобретатель машины времени говорит:
— Необходимо найти его. Волна времени на подходе!
Или:
— Осталось максимум две волны, и настанет наша очередь!
Диалоги вообще чудо. Например:
— Идем, Маркус. Попытайся снизить пульс. Это замедлит действие яда, который эти шипы занесли в твою кровь. — Слишком поздно! То, что попало мне в кровь, уже действует. Я не стою на ногах!
Маркус, кстати — негр. Политкорректненько так, в общем.
Или еще:
— Если мы вынем из Тэми жесткий диск, нам не хватает только двери. — Дверь найдем в строительном магазине!
Тэми — это суперкомпьютер, без которого нельзя попасть в прошлое. Отметим, что в "Одиссее 2010" также имелся суперкомпьютер женского рода, которого как-то звали (забыл, как).
Но вообще круто. Ружья стреляют жидким азотом. В общем, новый, Эд Вуд объявился. Даже жалко его. Довольно фиговый фильм. И наводнение опять же. Может, в будущем, его так же будут хвалить, как "План 9 из открытого космоса", но мне чего-то кажется, что все-таки навряд ли. Это в некотором роде хуже, что ли. Человек старается, чтоб приличненько выглядело, а Эду Вуду, похоже, совсем пофиг было.
В процессе написания у меня возникла идея, что, действительно, кто-нибудь мог отправиться в прошлое и раздавить там бабочку. И эволюция пошла не так, только волны времени подействовали не на всех. А только на Питера Хаймса, например.
Хотя вот, хвалят. Но это сразу видно, что человек "План 9" не смотрел.
Самая главная цитата, конечно, вынесена в заглавие.