Я уже писал, что после "Пилы" все фильмы Вана (да и "Пила" тоже, чё греха таить!) напоминают прекрасные, добротно склёпанные студенческие краткометражки. Ну, с той разницей, что они полнометражные, ну и относительно крупнобюджетные. К фильму "Похороны вентрилоквиста" "Мёртая тишина" это тоже относится.
В фильме настолько явно видно стремление ребят повторить успех "Пилы", передрав самую её логику шаг в шаг, что аж неловко за них становится. Хочется бежать навстречу с распростёртыми объятьями, и кричать "хватит, хватит, я всё поняла, я ваша навеки! Только перестаньте выёбываться, и давайте просто отрываться!" Во многом успех "пилы" был в дешевизне и непретензиозности: ребята придумали прикольную историю, несколько неплохих режиссёрских ходов, и начали лабать. Здесь же — чувствуется основательность, даже тяжеловесность, которые давят на мозг. Вместо того, чтобы просто отрываться, авторы картины явно хотят чего-то от зрителей: хотят, чтоб нам было страшно, хотят, чтоб мы удивились, причём очень хотят, и это видно. И это всё портит. Сюжет картины пересказывать бессмысленно, он, в общем, типичный для фильмов ужасов. Парень находит у себя под дверью куклу в коробке, приносит её домой, и распаковывает. Честно говоря, кукла страшная, как смертный грех, и я не стал бы её сажать на диван в большой комнате. А парень стал. Потом он куда-то уходит — зато приходит ТЁМНАЯ СИЛА и убивает его жену. Теперь он одержим идеей эту тёмную силу разоблачить, и, по возможности, уничтожить. Ну вот, в общем, и весь сюжет.
Главной фишкой фильма является то, что в качестве ТЁМНОЙ СИЛЫ здесь выступает безвременно замордованная чревовещательница, и теперь она убивает тех, кто в её присутствии кричит, или просто подаёт голос. То есть, что бы ни происходило, тебе надо молчать. Помимо этого, есть ещё несколько мелких красот, которые выделяют фильм из общей массы. Ну, и концовка.
Концовка фильма уникальна. Памятуя по "Пиле", что концовка должна переворачивать всё с ног на голову, и бить зрителя по морде наотмашь, Ваннел и Вон постарались и придумали прикольный разворот. Но они так и не придумали, как этот разворот толком впихнуть в картину. В итоге концовка получилась красивой, но абсолютно бессмысленной. Ну... это как если бы в конце Гамлета нам вдруг сказали, что он на самом деле — инопланетянин! "Ого!", — думает зритель, — "вот это поворот! И что?" И ничего. Просто: Гамлет — инопланетянин. Круто, да? Ну да, наверное. Но если бы к этой афигительной сюжетной красоте ещё и какой-то смысл прилагался — я бы не обиделся. Впрочем, я и так не обиделся.
Вместо того, чтоб обижаться, я почитал немного об истории картины, и узнал, что оказывается, в картине была альтернативная концовка.
Внимание, начало спойлера, отвернитесь от экрана!
В этой концовке Элла рассказывает свою историю: она действительно была женой Эдварда, но тот её толкнул, и она упала и ударилась животом, и у неё случился выкидыш. Она пошла хоронить свой выкидыш, а вместо этого раскопала могилу куклы, и в неё вселилась Мэри Шоу. Вот. А потом там ещё показывают, как она поёт колыбельную дитяте, а потом оказывается, что это не дитятя, а Джейми с вырванным языком. А потом она задувает свечу, и это конец фильма.
Конечно, такая концовке на порядок больше осмыслена. Но всё равно: вдумайтесь, ну вот что поменялось от того, что Мери Шоу вселилась в Эллу или в Эдварда или в руки-ножницы, или ещё в кого-нибудь? Да ничего. Всё равно всё закончилось бы тем, чем оно и закончилось. В "пиле" вся красота концовки была в том, что ты мог догадаться, в любую минуту мог догадаться, и всё изменить. "Ключ от этой цепи был в ванной". Здесь же тебе догадываться не о чем: поменять всё нельзя.
И, кроме того, дневник Мэри Шоу с её поисками "идеальной куклы" всё равно остаётся аляповатым сюжетным элементом, что с использованной концовкой, что с неиспользованной. Надо было больше показать его зрителю, построить интригу на поисках этой "идеальной куклы", надо было... а, впрочем, тут всё просто. Надо было хорошенько подумать перед тем, как снимать. И тогда получилось бы что-нибудь на порядок более сильное.
Всё, это конец спойлера, отсюда опять можете смотреть на экран.
Фильм красочный, динамичный, местами действительно очень страшный (как написал какой-то рецензент на "гнилых томатах" — "Ван и Воннел знают, чем нас напугать: все это tibidi-dibidi things, которыми мы пугали друг друга в детстве"). Отличный звук и прекрасная музыка: во-первых, неплохо подобраны песни, а во-вторых, Клоузер — единственный из всей "пильной" троицы, кто отработал на твёрдую пятёрку. Но всё-таки ожидалось большего. Это после "пилы"-то?..