"Стукач" вышел в ограниченный прокат и даже снял сливки с международного фестиваля детективного кино в итальянской Каттолике (сейчас этого фестиваля уже не существует). Жюри высоко оценило актерскую игру. Кстати, Фрирзу вообще удается здорово контачить с актерами — его последующие фильмы, такие, как "Моя прекрасная прачечная", "Опасные связи" и "Королева" (Хелен Миррен собрала все мыслимые награды), это подтверждают. В "Стукаче" сыграл Тим Рот и был номинирован на премию "BAFTA" как самый перспективный новичок.
Итак, о сюжете. Он повествует о гангстере-дятле по имени Вилли (Теренс Стамп). Дожив до седин и всю жизнь промышляя преступными деяниями, он вдруг закладывает банду. Короткая (по метражу) сцена суда оставляет зрителя в недоумении: на вопрос судьи "не давила ли на вас полиция, чтобы выбить признание?", Вилли отвечает, что, дескать, нет, все это было сделано чистосердечно, потому что мы — пидорасы и занимались нехорошими делами. 10 лет спустя Вилли находят в Испании. Немногословный Брэддок (Джон Хёрд) и его юный помощник Майрон (Тим Рот) должны доставить Вилли в Париж на казнь. Вилли не подает никаких признаков страха и покорно садится в автомобиль. Я предполагал, что фильм окажется чем-то вроде детектива: интересно же узнать, какие мотивы двигали стукачом? Но, кажется, сценариста Питера Принца такие мелочи не интересуют. Чуваки просто едут к границе. И оказывается, что "Стукач" — это довольно медлительное роуд-муви, словно снятое неким вимом вендерсом "в законе". Тут я должен признаться, что не люблю роуд-муви, мне они кажутся невероятно скучными и однотипными. Вот и в "Стукаче" есть только одна классно разыгранная сцена — в Мадриде, в квартире, где живет какой-то хрен, некогда связанный с бандой. Этот чел реально ссыт Брэддока, и судя по всему, Брэддок заехал в Мадрид "по пути", чтобы очистить квартиру от нежелательного элемента.
Честно говоря, внутренняя логика картины Фрирза осталась для меня тайной за семью печатями. Стукач Вилли за десять лет прочел множество умных книг о жизни и смерти и теперь вдохновенно делится своими мыслями с желающими послушать. На эшафот он идет с улыбкой. Раздраженный этим обстоятельством Брэддок спутает ему в финале карты. Вилли пострадает не только физически, но и морально, потому что сам себе создал жесткую схему, в которой, как ему казалось, все расписано по дням и по часам — и жизнь, и смерть. А вот сисястая Мэгги, которую гоп-компания вытащила из мадридской квартиры и за каким-то хреном тащит с собой, уцелеет, потому что, с точки зрения Брэддока, проявила волю к жизни и отринула смерть.
Впрочем, Майрон, который сперва обожал смерть (чужую), а потом начал ее отрицать, поплатится за свою слюнтяйство. Правда, по большому счету, поплатится только оттого, что заебал своим пиздежом.
Любителям роуд-муви с гангстерами — посвящается…
P.S. Я убежден, что этот фильм — предтеча фильмов Тарантино (не говоря уже о Гае Ритчи). И каждый киноман, который посмотрит "Стукача", сможет в этом убедиться сам.