"Судный день" — это щегольская антиутопия, под завязку насыщенная аллюзиями, ссылками и реминесценциями. У Нила Маршалла, шагающего по специфической стезе командного экшн-хоррора, каждый новый фильм становится забористее предыдущего. В "Псах-воинах" он заставил отряд десантников рубиться с оборотнями, в "Спуске" отправил спортивных баб-экстремальщиц в подземные глубины гаситься со слепыми пещерными людьми, в "Судном дне" он отправляет отряд бойцов, возглавляемых крутой феминой майором Синклером, в безжизненный Глазго искать вакцину от смертельного вируса, названного "жнецом". С кем здесь воевать — пока не очень понятно. Потому что за 17 лет, начиная с 2008 года, "жнец" выкосил всю Шотландию, и она превратилась в безжизненную страну, отделенную от остального мира великой британской стеной и минными полями.
Начинаясь в духе "28 недель спустя" (тяжелое детство майора в зачумленной Шотландии), фильм превращается в футуристический полицейский боевик (одноглазое Лихо майор Синклер использует вставной глаз как видеокамеру, бросая его за углы и в прочие недоступные прямому зрению места, чтобы получить преимущество боя в замкнутых пространствах). Потом "жнец" пробирается в Лондон, и высшее начальство раскрывает перед Синклер карты: оказывается, спутник-шпион, порхающий над зараженной Шотландией, три года назад засек там людей. А раз есть люди, значит, есть и вакцина. Фильм плавно превращается в "Чужих": проехав под автоматическими пушками, два бронетранспортера с бойцами углубляется в заросшую сорняками и бурьяном, темную и мрачную Шотландию, которую якобы покинула жизнь. И вот тут начинается жестокое месилово. Нил Маршалл избежал искушения населить Шотландию зомбаками (зомби и правда уже заебали), десантники рубятся с… неформалами. Ну, а как вы думаете, почему один боец носит фамилию Миллер, а другой — Карпентер? Да потому что дальше будет гибрид "Безумного Макса" с "Побегом из Нью-Йорка", не говоря уже о косвенном влиянии всяких там "Улиц в огне" и "Воинов" Уолтера Хилла. Зрелище нас ждет куда как круче, чем это было у Роберта Родригеса в "Планете вампиров". Море крови, расчлененка, каннибализм, панкс нот дед, мама анархия папа стакан портвейна, сеча на мечах, саблях, арматуре, пляски в шотландских килтах на могиле рок-н-ролла, — в общем, Глазго унесло в каменный век. И это только середина фильма. А дальше будет пиздец знает что. Появятся викторианские паровозы, их стремительно сменят пасторальные виды из "Властелина колец", черные всадники и эльфы. Путь приведет в Камелот из "Эскалибура", где безумный Малькольм Макдауэлл вытолкнет одноглазую майоршу на римскую арену внутри шотландского замка и выпустит против нее мощного гладиатора, закованого в железо и бронзу. Негр-десантник примет смерть а-ля Боромир (пачка стрел в туловище), остальные спасутся на новеньком "Бентли", чтобы принять участие в кульминационной погоне в стиле "Воина дорог". Нил Маршалл чувак без комплексов: ему посрать на эклектику, главное — дрова в топке экшна.
Ну, а последняя сцылка — самая усцыкательная. Шеф, которого играет Боб Хоскинс, на вопрос Синклер "Как ты меня нашел?", отвечает: "Когда-то я работал полицейским…". И действительно ведь, работал — в фильме Роберта Земекиса "Кто подставил Кролика Роджера?"
Совершенно невероятный фантастический боевик снял Нил Маршалл. Длительность — всего полтора часа, а событий столько, сколько "Илиаде" не снилось. Такие бодрые, энергичные фильмы появляются достаточно редко, чтобы можно было легко пропустить "Сссудный день" мимо своего двд-плеера. Так что не пропустите.
Кстати, из интервью, данного режиссером одному британскому сайту, посвященному хоррорам, я узнал, откуда возникла идея стены, отделившей Шотландию от Англии. Китайская стена, оказывается, здесь не причем. Во всем виноват вал Адриана, служивший фронтиром Римской империи в начале прошлой эры. Эта стена, состоящая из камней и торфа, была построена в самом узком месте британского острова. Так уж получилось, что Нил родился и вырос в Ньюкастле, по одну сторону стены, а потом переехал по другую сторону стены — в Карлайл. Кроме того, эта стена в его воображении, с самого детства, неотрывно была связана со средневековыми рыцарями, — поэтому в "Судном дне" появилась как стена, так и двор короля Артура.
Вот только исторический боевик, видимо, снимать Маршаллу категорически не хотелось...
Судный день. По первым кадрам и трогательной закадровой речи показалось, что фильм стоило б назвать "Опять зомби". Я дала себе зарок: при первом же намеке на чудесное оживание трупов ухожу от телевизора. Но сценарий оказался гораздо остроумнее.
На сей раз зараза проняла британский остров (видимо, чтоб никому обидно не было — ни Европе, ни Америке — задействовали нейтральную территорию, одинаково чуждую обеим дамам). Вирус "Жнец", если я верно истолковала видеоряд, заставляет людей покрываться страшными кровавыми волдырями и сгнивать заживо, и эпицентр этой жопы — Шотландия, Глазго. Изящные жители Мейнлэнда вовсе не намерены пускать к себе паникующую толпу беженцев, посему активизируют невесть откуда взявшуюся стальную стену, окружающую Скотланд ровно по периметру. Внутри стены стрельба и сумятица, зараженные, раненые, орущие и плачущие. Военные ломятся в вертолеты, отстреливаясь от желающих присоединиться. В ходе такой перестрелки одной пятилетней малютке, путешествующей с мамой, вышибли глазик. Отчаянная мама умудряется подсунуть крошку в военный вертолет, отправляющийся на ту сторону, и дать с собой записку, чтоб девчонка знала, кто она и откуда. А сама остается в Шотландии умирать.
Таким образом мы получаем главную героиню, которая через тридцать лет поедет давать Шотландии угля и джаза.
Девочка выросла и стала одноглазым майором Синклер с электронным протезом, который она имеет привычку швырять как разведчика впереди себя. Майор Синклер, несмотря что спецназ и качок, вполне себе красавица. Тем временем (на дворе 2035 год) элои из правительства получают сообщение о случаях "Жнеца" в Лондоне, сдержанно истерят и решают послать лучших из лучших за стену — найти вакцину, так как по секретным данным за стеной уж три года как живет и относительно здравствует человеческая популяция (в этот момент меня, зрителя, переполнило злорадство — "Ага, — подумала я, — так вам ее на блюде и поднесли после ваших спасательных мероприятий"). Естественно, лучшей назначается майор Синклер, и с командой таких же офигенных чуваков отправляется за стену на двух отличных мега-бронетранспортерах.
Можно сказать, проникнув за стену, товарищи мгновенно попадают в сказку.
Вынужденное вследствие эпидемии выживать в изоляции и безвластии общество совершает законный регресс. Оно четко делится на две касты, которые мы тут же обозвали орками и эльфами. Орки выглядят как грязные шумные панки и живут в заброшенном городе. Они отлично справляются с техникой — гоняют на разрисованных автобусах, машинах и мотоциклах (части фильма с гонками очень похожи на "Безумного Макса"). При этом отлично стреляют из всех видов оружия, включая арбалет, и имеют при себе готического вида топоры и булавы. Не удивительно, что мега-бронетранспортеры были захвачены в мега-кратчайшие сроки (это очень напоминало охоту на мамонта), а весь экипаж, за исключением трех человек, убит. Пока майор Синклер вращает вставным глазом взаперти, зрителю дают возможность ознакомиться с государственным устройством нового Глазго. Я серьезно считаю, что ежели политика страны слишком смахивает на шоу-бизнес, значит, уровень жизни в этой стране именуется "глубокая жопа". Главный панк, молодой белобрысый Сол (как только я его увидала, ужасно пожалела, что Рутгер Хауэр постарел. Образца ’85 года он бы шикарно смотрелся в этой роли) совмещает не то чтобы политику с шоу-бизнесом. Он совмещает всё со всем. Его выступление — это одновременно варьете, последние государственные новости, танцы, показательная казнь врага и каннибальский пир. Но вернемся к Синклер и ее планам.
Инструктаж гласил, что найти вакцину равно найти доктора Кейна: врача, оставшегося в Шотландии и отсылавшего в радио-эфир сводки о результатах исследований вируса — пока батарейки не сели. С тех пор местонахождение доктора Кейна неизвестно, но, судя по наличию живых людей, не зря он рвал известное место на британский флаг. Естественно, общаться с Солом, первым говорящим туземцем, Синклер начинает с вопроса "Где Кейн?", за что тут же огребает в лицо и под дых. Постепенно открываются удивительные вещи: панковский король Сол — сын Кейна, а в соседней камере заперта дочь Кейна (потрясающее совпадение). Значит, Кейн жив и до него вполне можно добраться. Дочь Кейна выглядит как белокурый эльф и одета в длинное платье — в отличие от модных орковских баб с голыми задницами, обтянутыми сеткой. Она-то и проводит к папаше. Синклер с пленницей и уцелевшими камарадами, покрошив попутно зазевавшихся панков, отправляется в загородную прогулку на поезде.
Сцена встречи майора Синклер со слугой доктора на лесной тропе приводит в восторг своей неожиданностью, нелепостью и величественностью — я словно бы оказалась внутри иллюстрации к "Алисе в Зазеркалье". Земля ритмично содрогается, Синклер стоит среди пасторального леска с пистолетом в напряженном ожидании, никто не понимает, что за механизм может издавать подобные звуки. И вот из-за холма появляется… рыцарь в тяжелых доспехах, на белом коне! Оказывается, доктор Кейн решил создать Утопию. Он ушел глубоко в леса, занял старый замок, вырядил себя и народ в средневековые одежды и, похоже, вовсю наслаждается игрой в короля Артура. Людей "из того мира" Кейн принимает враждебно (по сути ничуть не лучше, чем орки), разве что сохраняет пафос дистанции, не кусает врагов за уши, и сыплет напыщенными нравоучениями — мол, человеки суть грязные уроды и заслуживают только смерти. Мир Кейна выглядит более цивилизованным и строгим, чем мир Сола, однако подход один и тот же. Для увеселения толпы Кейн устраивает бой: выпускает на арену своего закованного в латы гладиатора против Синклер. Очень эффектный был бой, скажу я вам, даже заразительный — глядя на то, как двигается эта актриса, тоже хочется двигаться, бить, прыгать и уворачиваться. В общем, наши победили и укатили на новеньком "бентли" (цирк!) — ловить здесь нечего, вакцины не существует, в закрытой Шотландии приключился обычный естественный отбор.
Принципиальность, энергия, сила и скорость Синклер, самоконтроль и разумная оценка, её неутомимость и безжалостность — они очень хорошо и правдоподобно в фильме изображены. Нужно быть мною, чтобы не сразу понять, чем он кончится. В процессе просмотра мы находили сходство и, как я уже сказала, с "Безумным Максом", и с "Искусственным интеллектом", и с "28 дней спустя", и с "Я — легенда" (однажды углядели даже "Властелина колец"), но несмотря на это скучно не было — в "Судном дне" использованы все уловки, делающие фантастический боевик интересным. Страшные сцены не выглядят пафосно из-за маленьких комических трюков. Скорость повествования (а значит и уровень напряжения) не меняется ни на секунду. Картинки "нового мира" вызывают множество забавных ассоциаций, из-за них застреваешь в фантазиях "а как было бы, если бы и правда". Приколы с камерой, временами будто заляпываемой всем тем, что разносится по кадру, хоть и избиты, но развлекали. Если начинать копошиться в мелочах, общее впечатление обесценивается, а мне хочется до вас донести, что я давно не видала таких бодрых, ловких, зрелищных и занятных фильмов низкого жанра. Поэтому удивлена, и за это приятное удивление хочу поставить ему 4.
Страшная эпидемия заставила правительство Англии отгородиться от неизлечимых больных огромной стеной. Все, кому не посчастливилось попасть внутрь оазиса, были обречены на смерть. На самом же деле выжившие за 17 лет без помощи и правительства сформировали свой социум — городом владеют чокнутые панки-каннибалы, а сельская местность досталась реконструкторам поневоле. Когда вирус возвращается в цивилизованный мир, одноглазую женщину-убийцу отправляют в зараженную зону в поисках вакцины.
Думаю, читать любые рецензии и краткие содержания перед "Судным днем" — это плохо. Я не читала ни одной — и для меня каждая фишка Маршалла оказалась сюрпризом. Долгая, энергичная и эклектичная киношутка смешала воедино разные составляющие фантастического боевика. Главная героиня непробиваема — у нее механический глаз и она курит, как Джон Константин. Двух этих вещей вполне достаточно для хорошего героя. Все остальные — второстепенное мясо, к которому не чувствуешь ровным счетом ничего, но разве получилась бы без них сцена травли отряда военных очумевшими панками с факелами, коктейлями Молотова и крепкими стрелами? Вся мощь цивилизации оказывается положена на лопатки полуголыми дикарями. Положительный эффект достигается за счет объединения того, что вместе встречаться не должно, — когда после сцены в духе "Юбилея" Джармена и цепного садомазохиста видишь паровоз, а затем — леса Робина Гуда и гигантского рыцаря в доспехах, тут уж ничего не остается, как развести руками. Ай да сукин сын.
"Судный день" не претендует на лавры интеллектуального фильма, как это делают многие голливудские блокбастеры, и за счет этого побеждает. И действительно — сформированные сообщества и логика их действия неубедительны, характеры плоские, добрую часть фильма занимает реклама машины. Но многоцветное дурное наполнение бурлит внутри схематичной оболочки, кричит, вопит, швыряется огнем, гремит доспехами, гудит поездами, чавкает человечиной и подымает секиры. На "Безумном Максе" я засыпала, поэтому этот заменитель пришелся по вкусу. Недостаток картины — ее саундтрэк. Он напыщен и вездесущ, гораздо лучше слушается в отрыве от действия — под Slayer впору медитировать. Если бы Маршалл включил вместо поп-гитар Rule, Britannia!, я бы была ему благодарна. Но в моей внутренней Монголии эта ошибка искупается битвой с рыцарем и привязчивой Sinclair Slips Free. Какая попсовая и все же роскошная сцена!
Концовка "Судного дня" определенно войдет в десятку приятных неожиданных концовок. Как следует поприкалывавшись, Маршалл приравнивает правительство и каннибалов и делает со своей героиней то, на что большинство режиссеров так и не решились.
Эпиграф: The problem of Scotland is that it’s full of scots. Эдвард длинноногий (из фильма "Храброе сердце").
Ещё один эпиграф: Канарис не пиздел? Филин (из пьесы Леся Подеревьянського "Павлик Морозов").
В новом фильме Нила Маршалла Британия снова под тоталитарным каблуком, главного плохого зовут Канарис, а шотландцы вырождаются в банду панков-людоедов. Но обо всём по очереди.
Нил Маршалл, если вы не забыли — этот тот перец, что сделал "Псов-воинов", неплохой, но, скажем откровенно, не более чем обычный триллер, моментально ставший культовым по совершенно непонятным причинам. Не так давно он слабал следующую картину — незабвенный "Спуск", с технической точки зрения, пожалуй, даже более простой, чем "Псы-воины", но на поверку оказавшийся триллером, слегка даже расширившим горизонты жанра. Я на него как-нибудь напишу рецензию. Оба эти фильма мне понравились. И поскольку в следующей, третьей его постановке, бюджет которой в несколько раз превосходит сумму бюджетов первых двух, снялась Рона Митра — о которой я не так давно писал в превосходной степени всякие приятности — понятно, что обойти этот фильм вниманием я не мог.
Начало у картины чёткое, и вполне понятное для каждого, кто предтавляет себе обстановку на британских осторовах. Нил Маршалл — англичанин. И в завязке фильма он реализует давнюю мечту всех англичан: полный и тотальный пиздец Шотландии. Шотландцев побило какой-то жуткой моровой язвой, затем они стали нападать на войска, затем друг на друга, пока окончательно все не вымерли. Их даже отгородят коллосальным забором от Англии (эдакий Адрианов вал на манер 21-го века), чтоб не мешать вымирать. Тем же, кто чудом уцелел (это я уже забегаю вперёд) суждено будет потерять человеческий облик, и превратиться в кучку полоумных магриналов, не брезгующих ни предельным, даже запредельным насилием, ни людоедством.
Главная героиня — чудом уцелевшая в ходе шотландского пиздеца нереально крутая чувиха с искусственным глазом. Вообще, персонажи у фильма, конечно, колоритнее некуда. Это какой-то просто жанровый парад. Премьер-министр — нерешительный и пугливый индус. Начальник спецслужбы — крепкий и честный толстячок (такие обычно гибнут). И советник премьер-министра — коварный и жестокий тип, всегда готовый поставить подножку ближнему. Ховут его, кстати... угадайте, как? Что говорите? Гитлер? Близко, ещё попытка. Геббельс? Совсем горячо. Итак, последняя попытка... правильно, Канарис! Тот самый, который дал Филину звание героя великой фашыстской батькивщины. Дэвид О’Хара, правда, ни капли не похож на Вильгельма Франца Канариса, но я думаю, Нил Маршалл к портретному сходству не стремился. Он подбирал типажи.
Так вот, я прервался. Главная героиня, по прошествии чёрте-скольки лет узнаёт, что ей надо назад. Так сказать, за линию фронта. Ибо родина зовёт, и дальше по тексту. Едет она в логово врага (а более точно — в начисто вымершую Шотландию, где только козы одни остались) с бригадой весёлых английских солдат (Нил Маршалл вообще к ним неравнодушен) на двух броневиках. Всё как положено. Вообще, в том, что касается жанровых элементов, всяких там жанровых наворотов и красот — фильм нереально крут, да чё там, практически идеален. Серьёзно говорю, без иронии.
Они приезжают в нарисованный на компьютере заросший лианами Глазго (что-то вроде Нью-Йорка, где Уил Смит недавно охотился на оленей), и обнаруживают так полнейший разврат и пьянку. Всё, дальше не хочу рассказывать, будет спойлер. Скажу только, что персонажа Шона Пертви опять убили, и опять каким-то вычурным способом. Везёт ему на это дело. Ну и жалко, конечно, что красивая чувиха с татуированной мордой так быстро нас покинула. Хотя она потом и появлялась там, по ходу, в виде... впрочем, спойлер, спойлер, спойлер.
Фильм интересный, напряжённый, и местами довольно неожиданный. Сюрреалистичность подземного хода, через который проходят герои, попадая "в тот" мир, и обратно в этот, осознаёшь уже, по сути, лишь досмотрев фильм до конца. Но вот в том, что касается базальной, глубинной сути картины, Маршалл зримо пробуксовывает. Дешёвая концовка в стиле "В значит Вендетта" (а тут я такой взял и поднял народ на борьбу за свои права) смотрится дёшево, и, признаться, совершенно излишне. Лучше бы Маршалл вовсе убрал этого Канариса из сценария, чем так позориться. Вообще, заметно, что там, где мочилово — Маршалл как рыба в воде, а там, где начинается политика — он лепечет какую-то младенческую нечленораздельщину. Если уж ему так хотелось сделать столь глобальный фильм, включив в него помимо дай харда и постапокалипса ещё и какой-то тоталитаризм, нанял бы себе хорошего сценариста. Пусть, если что, ко мне обращается. Вы ему передайте, если увидите.
А фильм я, пожалуй, к просмотру рекомендую. Зачот.