ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)


На последнем дыхании
Средняя оценка: оценка: 5
1960. Франция. 87 минут.
Жанр: драма / мелодрама / пародия.

Режиссер: Жан-Люк Годар.
Сценарий Жан-Люк Годар, идея Франсуа Трюффо, музыка Марсьял Соляр, оператор Рауль Кутар.

В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг.
В ролях: Даниель Буланже, Жан-Пьер Мельвиль, Анри-Жак Уэ, Жан-Люк Годар.

Награды:
1962 — Серебрянный медведь за лучшую режиссуру (Берлинский кинофестиваль)
1961 — Лучший фильм (Французский синдикат кинокритиков)
1961 — Приз Жана Виго в номинации: "полнометражный фильм".

Интересные факты о фильме:

Идею с прыгающим монтажом Годару предложил Мельвиль. Жан-Люк как-то пожаловался Жан-Пьеру, что фильм получается слишком длинным, но при этом не хочется выкидывать никакую сцену. Мельвиль посоветовал поработать ножницами и выкинуть понемножку из каждой сцены.

Чтобы сделать игру актёров более непринуждённой, Годар объяснял актёрам что от них требуется в сцене прямо во время съёмкок.

Годар не мог себе позволить операторскую тележку, так что оператора во многих сценах катали на стуле с колёсиками. Он позаимствовал эту технику у Жан-Пьера Мельвиля.

Мишель Пуакар в фильме иногда представляется Ласло Коваксом. Ласло Ковакс — это персонаж поставленного в 1959 году Клодом Шабролем фильма "На двойной поворот ключа". Играет Ковакса у Шаброля также Бельмондо.

Мишель Пуакар упоминает некоего Боба Монтанье. Боб Монтанье — это главный герой фильма Жан-Пьера Мельвиля “Боб-игрок” (1955). Этот фильм Годар, Трюффо и пр. называли предтечей "новой волны".

Сам Мельвиль появляется в эпизодической роли писателя Парвулеску, у которого берет своё первое интервью Патриция. Ответы на ее вопросы и стиль поведения Мельвиль заимствовал у Набокова — все это он подсмотрел в одном из телевизионных интервью с американским писателем.

Годар о своём фильме:
"…"На последнем дыхании" начинался так. Я сочинил первую сцену (Джин Сиберг на Елисейских полях), а для остального у меня была готова уйма заметок по каждой сцене. Я сказал себе: это безумие! Я остановил все. Потом я задумался: в течение дня, если умеешь взяться за дело, должен получиться десяток планов. Только вместо того, чтобы находить задолго до, я буду находить непосредственно перед. Это возможно, если знаешь, куда идешь. Это не импровизация, а сборка в последний момент. Конечно, надо держать в голове образ целого, можно поначалу менять его, но как только приступил к съемке, он должен меняться как можно меньше. Иначе произойдет катастрофа.
"На последнем дыхании" — фильм, где все позволено. Это было заложено в самой его природе. Что бы люди ни делали, все могло войти в фильм. Я исходил из этого. Я говорил сам себе: уже был Брессон, только что появилась "Хиросима", определенного рода кино завершается, может быть, оно закончилось навсегда, поставим финальную точку, покажем, что позволено все. Я хотел оттолкнуться от условной истории и переделать, переиначить все существующее кино. Я хотел также создать впечатление, что киноприемы только что открыты или в первый раз прочувствованы.
Если мы взяли камеру в руки, то только для того, чтобы двигаться быстрее. Я не могу позволить себе нормальную аппаратуру, которая затянула бы съемки на три недели. (...) Три четверти режиссеров теряют четыре часа на съемки плана, который требует пяти минут работы. Я предпочитаю, чтобы группа работала пять минут, а мне оставались бы три часа на раздумья. Окончательно меня замучил конец. Умрет ли герой? Сначала я подумывал сделать противоположное, скажем, "Убийству": гангстер побеждал и уезжал в Италию с деньгами. Но это была бы слишком условная антиусловность, как если бы в "Жить своей жизнью" Нана преуспела, и я показал бы ее за рулем автомобиля. В конце концов я сказал себе, что если я признался в намерении сделать нормальный гангстерский фильм, я не должен постоянно противоречить жанру. Парень должен умереть. Если Атриды больше не истребляют друг друга, это не Атриды.
"На последнем дыхании" я сочинял вечером перед съемками, "Маленького солдата" — по утрам, "Женщина есть женщина" — на студии, пока актеры гримировались…"

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 160 рублей


Алексей Нгоо: Какие-то странные наблюдения на набережной

оценка: 5

Петербург славится обилием набережных. Пока я шёл сегодня по одной из них наработу, мне вдруг с удивлением подумалось, что "На последнем дыхании" начинается не с "Нью-Йорк Геральд Трибьюна", спародированного в противных "Мечтателях", а со сцены убийства полицейского героем Бельмондо Мишелем Пуакаром. Но сцена снята настолько безлико и проходно, что за весь фильм Мишель о проишествии на пустынном шоссе так и не вспоминает ни разу, отчего и из кенопамяти оно исчезает.

Мишель живёт свою кеножизнь с чувством, что завтра он поедет в Италию. Тогда как правда жизни подсказывает мне, недоумённому открывшимся противоречием зрителю, что путешествия не случится, что у него попросту нет шансов скрыться от правосудия. Откуда же тогда лёккость в действиях Мишеля, подумал я, глядучи на гранит парапета. И тогда открылось мне, что "На последнем дыхании" лучшая из известных мне попыток перенести на экран то, как человек воспринимает мир. Не вообще человек с большой буквы ч с указанием длины, а конкретный вполне Мишель Пуакар.

Годар показывает нам мир не взглядом со стороны, принятым вообще-то в киномотографе, а глазами и что важно, чувствами Мишеля. Потому все противозаконные действия, совершаемые им лишены в фильме оценки, рефлексии и как следствие — внимания, потому, что сам Мишель никак их не оценивает. Угоны машин, воровство, даже убийство для него повседневность типа наших походов на работу и в магазин. Не станем же мы заострять на этом внимание! Вот и Годар не стал, открыв кенозалу безмятежный мир, видимый безмятежным же ангелочком Мишелем.

Человеку важно лишь то, чем в данный момент занято его воображение, потому мимолётный роман с Патрицией увеличенный в сто крат ощущением актуальности, "здесь_и_сейчасности", перерастает в грандиозную любовную драму, хотя если вдуматься, в романе этом нет вообще никакого чувства. Каждый человек в своём мире царь и бог, харизматичным лидер, притягивающий собственное внимание и любовь. Вот и Мишель в "На последнем дыхании", блестяще сыгранный Бельмондо вызывает только восторг и восхищение зрителя, который во время сеанса сливается с Мишелем.

В этом утреннем свете, под плеск водицы, "На последнем дыхании" представился мне диалогом с "Посторонним" Альбера Камю. Камю так же предпринял попытку показать мир глазами не автора, не "общественного мнения", а героя — самого обычного человека, но потерпел неудачу как мне кажется. В его герое не было убедительности; будучи существом из книги, он слишком полагался на слова и проговаривал даже то, что в жизни мы воспринимаем образами, отчего распадался на слова, звуки, растворялся в тексте. Потому убийство араба (камюшный аналог годаровского убийства полицейского в "На последнем дыхании") ставшее сюжетным стержнем романа, не показалось незначительным, что развеяло магию "взгляда изнутри". Лишь кино, лишонное мотива проговаривания смогло воплотить задумку Камю и воссоздать в искусстве мир, воспринимаемый субъектом.

А с этими мыслями я свернул с набережной на узкую боковую улочку и оказался перед зданием работы. Набережная осталась где-то, внутри её текла вода, в воде текли рыбы. Я бы хотел стать рыбой, а потом снять об этом фильм. А вы?

(17.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: