Режиссер:
Павел Любимов. Сценарий: Павел Любимов (по одноименному роману Джеймса Фенимора Купера), Оператор: Анатолий Гришко, Композитор: Юрий Саульский.
В главных ролях: Юрий Ашваров, Анастасия Немоляева. В ролях: Андрей Миронов, Андрис Загарс, Эммануил Виторган,Георгий Юматов, Александр Глазун.
Роман Джеймса Фенимора Купера "Следопыт" был самым популярным романом писателя в царской России. Белинский назвал роман "шекспировской драмой в форме романа" Я, кстати, не могу понять, почему. И, если честно, я даже не смог дочитать его до конца, в отличие, например, от "Последнего из могикан" (хотя и тот шел тяжко). Как бы то ни было, а советские кинодеятели, видимо, отдуплили конъюнктуру и для первой советской экранизации текстов Купера взяли именно "Следопыта".
Следопыт — это прозвище Натаниэля Бампо, сквозного персонажа в эпопее Дж.Ф.Купера про индейцев, англичан и французов. Дей ствие происходит в английской крепости, куда прибывает Мэйбл — дочь сержанта Дунхема. Здесь тусуется Следопыт, которые исполняет функции разведчика. Хотя вообще-то он живет с индейцами (могиканами) в лесу. То есть, Следопыт питает самые добрые чувства к индейцам и, кажется, вот-вот с ними ассимилирует :) Конфликт стоит на двух китах. Во-первых, Следопыт влюбляется в Мэйбл, но уступает девушку своему юному товарищу Джасперу, который подходит 19-летней Мэйбл по возрасту. Во-вторых, в крепости сидят придурки, которых водят за нос хитрые предатели-сенеки, — подымается вопрос доверия к краснокожим!
Смотреть фильм горько и обидно. Купер восхищается хитроумностью индейцев, их смелостью и ловкостью, описывает головокружительные приключения, но, на самом деле, дьявольские уши белого человека торчат наружу. Индейцы — люди второго сорта.
История безжалостно это показала. Могикане искренне сотрудничают с англичанами, видя среди них образец мужества, честности и героизма, — Следопыта. Сенеки — индейцы поплоше, и они сотрудничают с врагами-французами. Но зато сенеки предельно честны: в конце фильма они пропускают Следопыта в осажденный блокгауз, где томится Мэйбл. Захватив крепость, сенеки притворились, будто захвата не было, — тем самым они хотят застать врасплох основные военные силы англичан, отбывшие на шлюпе "кого-то убивать" и должные вот-вот подгрести назад. Следопыт пообещал индейцам, что ружье не выстрелит (т.е. он не подаст сигнал), но, оказавшись внутри блокгауза, он иезуитски вешает на ствол белый платок и подает сигнал…
Бедные наивные индейцы! Вместо того, чтобы забыть вековые распри и объединиться перед вторжением инопланетян, они выбирают себе "благородного хозяина" и ожесточенно пиздят друг друга! Это обстоятельство всегда смущало меня в романах Фенимора Купера. Умом как бы понимаю, сердцем — нет.
Что же касается постановки, то Анастасия Немоляева совершенно не годится на роль Мейбл. Какая-то она слишком советская, эта Немоляева. Вот фильм "Курьер" — другое дело, там она пришлась ко двору. Но в "Следопыте" ее хрипловатый и какой-то обиженный говор не канает. Не говоря уже о румяном, русском лице.
Из рук вон плохо сделана сцена с похищением Июньской Росой шляпки Мейбл с последующим похищением самой Мейбл. Тема сисек не раскрыта как в буквальном смысле, так и переносном. Белая девушка идет купаться в озеро, в это время шляпка сама по себе ползет через траву, кусты (как будто индейская девушка владеет телекинезом) и падает в воду, где плывет чуть ли не до середины Онтарио. Мейбл бросается выручать шляпку, доплывает до своего любимого головного убора, и тут ее хватает за ногу индианка-аллигатор. Индейцы, по мнению режиссера, это такие Люди-Х.
В общем, фильм — не айс. И мне кажется, что телевизионный двухсерийный "Зверобой", вышедший на экраны наших "Радуг" и "Рекордов" в 1990-м году, выглядит предпочительней.