Некоторые писатели предпочитают не разбрасываться идеями — если в момент работы над текущей книгой им в голову приходят все новые и новые фишки, они откладывают их для будущего. То же происходит и со многими режиссерами. Но есть люди, которые могут позволить себе не играть в творческую экономию и быть щедрыми.
"Феномен" — это крайне богатый в плане разнообразных выдумок и особенностей фильм Ардженто, за счет этого неоднородный, но очень интересный. Многие посчитали его бледным переложением "Суспирии" на новый лад — и действительно, общая канва фильмов частично совпадает (девушка в частной школе в чужой стране), однако на этом сходство заканчивается и начинаются крайне приятные отличия. "Феномен" лишен классического поведения жертвы, изобилие поворотов и отсутствие неубедительной, затянутой мистической истории тоже играют на руку этой работе.
Юная красавица (Дженнифер Коннелли) приезжает в частную школу в городе, недалеко от которого периодически пропадают туристы. У нее есть дар — она понимает насекомых, которые приползают и прилетают на ее зов и никогда не кусают девушку. На этом странности не заканчиваются — героиня страдает лунатизмом и ходит по ночам. Все это не остается незамеченными, поэтому единственным другом Дженнифер становится ученый-инвалид, живущий с обезьяной и определяющий стадии разложения трупа (а следовательно — срок убийства) по количеству и видам живущих в нем насекомых. Вместе они планируют раскрыть загадку жестокой гибели туристов. По-моему, любой части из перечисленных достаточно для того, чтобы сделать полноценное кино. Но Ардженто не только берет все описанное скопом, но вдобавок еще и оригинально смешивает киножанры.
Во-первых, здесь прекрасна Дженнифер и прекрасно то, что она управляет мухами, бабочками и червяками. Это выглядит волшебно. Почему-то о насекомых в фильмах обыкновенно задумываются только как о средстве напугать. Мухи словно покоряются ее красоте, а в эпизоде в гостиной, когда студентки начинают травить героиню, она и вовсе похожа на Воспламеняющую взглядом. За Красавицей стоит бесформенное, сложенное из многих маленьких туловищ Чудовище, и именно ей предстоит победить другого монстра. Во-вторых, тут постоянно меняется акцент. Только ты настроился на мистику, начинается детектив, затем фэнтези, триллер, фильм ужасов, а завершается история гротескной кодой. Вот сцена лунатизма — хоррор, вот ночной колледж-замок — готика, вот девушку сбили — запахло слэшером, вот она ходит по комнате исследователя — начался детектив, вот героиня следует за мотыльком к неприятной находке — сказка, вот разговор по телефону — драма. Постоянные развороты и развитие не дают почувствовать себя самоуверенно, ты вынужден полагаться на задаваемые автором ориентиры, прекращая заниматься ненужными предсказаниями. Ощущение потерянности в фильме и полнейшей некомпетентности в пространстве чужой фантазии очень приятно. Помимо этого Ардженто мастерски нагнетает напряжение, вводя все новые и новые факторы риска. Причем каждый раз, когда он дает фальшивый намек на убийцу, а затем развеивает подозрения, ты до конца не расслабляешься. Кто знает, может они тут все убийцы. По крайней мере, выглядят подозрительно.
Можно рассматривать "Феномен" как сказку с психоаналитическим подтекстом в духе "Черной луны" Маля. Особенно интересен в этом отношении момент с закрытыми зеркалами, закупоривающими выход злу. Стоит деве открыть загадку, как на свет выходит монстр, — теперь, когда в его глаза заглянули, таиться поздно. В сцене, где на героиню надевают аппарат для томографии, Коннелли выглядит такой непокорной, хрупкой, но несгибаемой, желанной, что это вызывает настоящий киноманский экстаз. Николоди в роли помощника героини превосходно преображается, но такая сильная концентрация ужаса перестает восприниматься всерьез. Самое интересное, что героиня Коннелли постоянно окружена сферой собственной Вселенной, которая проламывается только в критических ситуациях. Ей ничего не стоит заглянуть в пустой дом в поисках трупа, ее ведет чистое, совершенное любопытство. Вынырнув из заполненной разлагающимися телами ванны, она очень быстро обретает потерянное спокойствие. Все это происходит потому, что она не принадлежит миру, где возможны подобные страшные вещи. Она словно странствует, а не живет в нем. Единственный скачок появляется в тот момент, когда ее нормальность подвергается окружающими сомнению. Из уверенной в себе девушки, обладающей силой, окружающие стараются превратить ее в несносного убегающего ребенка, и это иллюстрирует еще один страх — страх по формированию не только личности, но и ее смысла, места в обществе этим самым обществом. Даже не обществом, а общностями.
Резюме же простое: "Феномен" замечательный, многообразный, приковывающий к экрану, его нужно обязательно смотреть. Черви, молодая Дженнифер Коннелли и красочная нервозность Ардженто (классическая сцена с девушкой, проламывающей головой стекло прилагается). Множество разнообразных страхов и красивых виньеток в рамках одного фильма ужасов — это по нашим временам весьма круто.