Режиссер:
Антон Корбайн. Продюсеры — Тони Уилсон, Дэбора Кертис, Сценарий — Мэтт Гринхалг, Дэбора Кертис, Оператор — Мартин Руе, Музыка — Joy Division, New Order.
В главных ролях: Сэм Райли, Саманта Мортон, Александра Мария Лара. В ролях: Джо Андерсон, Тоби Кэббелл, Крейг Паркинсон, Джеймс Пирсон.
Награды:
- "Лучший дебют", "Лучший фильм", "Лучший европейский фильм", "Двухнедельник режиссеров", Канны 2007 - Премия BAFTA (Карла Формана) за достижения за дебют "лучший британский независимый фильм", "лучший режиссёр" Антон Корбайн, "лучшая роль второго плана" Тоуби Кеббел, "лучший дебютант" Сэм Райли, - Премия Дагласа Хикокса "лучшему режиссёру-дебютанту" Антону Корбайну British Independent Film Award 2007 - Приз за лучшую мужскую роль Сэму Райли на Международном кинофестивале в Чикаго 2007 - Приз за лучший полнометражный британский фильм на Международном кинофестивале в Эдинбурге 2007 - Приз ФИПРЕССИ как лучшему фильму на кинофестивале в Гамбурге 2007 - Лучший фильм на Международном кинофестивале в Мельбурне 2007 - Приз Сэму Райли за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Братиславе 2007 - Приз лондонских кинокритиков "за достижения в актёрской игре" Сэму Райли, 2007.
Интересные факты о фильме:
Фильм снят по книге воспоминаний жены Йена Кертиса, Деборы, где Анник Онор изображена очень бледно — просто "другая женщина". Удивительно, что экранизация, основанная на воспоминаниях Анник ("Joy Division"), понравилась группе и самой Деборе больше, чем "Control".
Фильм снимали в Ноттингеме, так как современный Манчестер почти полностью перестроен и ничем не напоминает Манчестер семидесятых годов.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Control", или электричество смотрит мне в лицо
Для пущей художественной выразительности фильм сделан черно-белым. Поначалу меня это расстроило — я не очень люблю мрачные воспоминания. В том, что это воспоминания, не возникло сомнений — фильм начинается с конца: у стенки сидит испуганный, дошедший до точки парень, констатирующий полную потерю контроля над жизнью. Делается ясно, что всё оставшееся экранное время будет посвящено рассказу о том, как он до этого состояния докатился. Не имея понятия (по названию ведь не ясно) об адресности фильма, я предположила, что сейчас мне покажут про наркоманов, в частности, про одного наркомана, который один из всех пытался бороться с зависимостью. Кланяюсь режиссеру за интуитивный, контрастный въезд — дал угадать ровно настолько, чтобы потом было интересно. Но! Одно дело я — начавшая смотреть фильм с неясным названием, по случаю и без анонса. Другое дело — поклонники Joy Division, которые ждали такого фильма, интересовались фактами и легендами, возможно даже что-то помнят сами. Как они отнеслись и что подумали? Скорее всего, скривились — так у них заведено.
С точки зрения человека, который где-то слышал пост-панковый звон, но понятия не имеет о судьбе и значении JD, трагедия главного героя — Йена Кертиса — выглядит очень правдоподобно. В его молодости не было наркотического и эротического хулиганства в том виде, в котором оно предъявляется у, скажем, Джима Моррисона. Йен — настоящий хороший мальчик, белый воротничок, взрослеющий под странные мелодийки-хамелеоны начала семидесятых, и совершивший только один сомнительный поступок: уведя у брата девушку. Йен Кертис как исполнитель социальной программы. Учился. Работал. Влюбился. Женился. Завел ребенка. Без напряжения и раздумий, просто, по собственному желанию, среднестатистически хорошо, правильно. Ничто не выдает в нем будущего самоубийцу, потому что всё под контролем — пока под контролем.
Говорят, что сильнее всех от мелких неурядиц страдают люди, привыкшие к ровному, комфортному течению жизни. Испытания, доставшиеся двадцатилетнему мальчику, склонному двигаться по одним рельсам в одном направлении, могли бы вышибить из седла кого угодно. Оказывается, музыка, которую извлекают на свет из глубин сознания его тихие до тупизны коллеги по группе, неизменно вводит Йена в транс, и поёт он словно не помня себя, делаясь похожим на танцующего богомола (актер Сэм Райли все это прекрасно и заразительно изобразил). Песни, использованные в фильме, довольно показательны, плотный мелкий ритм при постепенно нарастающей громкости вполне способен изменить состояние любого сознания, мало-мальски податливого. А сознание — штука суровая: как подастся куда — не остановишь, и у Йена принимается прогрессировать дремавшая эпилепсия. Тем временем в одном из турне он знакомится с хорошенькой бельгийкой Анник — тонкой, улыбчивой, свободной в передвижениях — и начинает стремительно съезжать с катушек, потому что бежать одновременно налево и направо никак не получается. Вскоре происходит первый эпилептический приступ, за ним депрессия, замешанная на стыде и чувстве вины, беспомощность перед обстоятельствами и увязание в негативных эмоциях, и, собственно, логическое завершение. На вид — трагедия честного человека. По сути — сплошная симптоматика.
Некоторые зареклись ходить со мной в кино: то и дело попадаю на психиатрию: шизофрения "Клетки", или кататония "Планеты Ка-Пекс", дурдомовские эпизоды в кино просто не считаны. Слава Богу, не довелось никого сводить на "Control", а то б репутация была загублена навсегда. Про Антона Корбайна все уже высказались — отличный фотограф, но никакой режиссер. По мне — если эстетическая, значащая, правдивая, красивая фотография начинает двигаться, ничего в этом криминального нет, это всего лишь особый киножанр, прекрасно подходящий для мемуаров. В конце концов, посещающий кино человек называется именно зрителем, а не слухачом или нюхачом. Я аплодирую Корбайну-фотографу за оживление фотоальбома, и в частности за поразившую меня мелочь. Я наконец воочию увидела знаменитый синдром чижа, этот стальной застывший чумной взгляд, свойственный эпилептам. За психиатрическую достоверность (или возможность легко притянуть происходящее к ней за уши) я хотела поставить "Контролю" четверку, но подумала, что пересматривать, пожалуй, не стану, поэтому остаётся 3. Однако уже который день ловлю себя на воспоминании о сценическом трансе Кертиса-Райли и желании услышать Joy Division. Таково обаяние ранних самоубийств, на которых сделана популярность доброй половины звезд прошлого века.